Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Дуэль супердержав и миллиардеров — лунная гонка 21 века
В 1960-х годах в гонке за Луну участвовали только США и СССР. Державы соревновались за возможность первыми оставить отпечаток на поверхности Луны. Сегодня ситуация повторяется, но уже с другими оттенком. В очередное состязание вступили новые игроки, среди которых США, Китай, крупные частные космические компании SpaceX и Blue Origin.
Как в своё время Советский Союз и США, Пекин использует космическую программу в качестве мощного идеологического инструмента. В январе этого года Китай успешно посадил на обратную сторону Луны свой космический аппарат. Тогда он стал первой страной, которая достигла этой части спутника Земли. «Мы превращаем Китай в космического гиганта», — заявил после посадки главный конструктор Chang'e-4 Ву Вейрен.
Новая космическая гонка — это смесь экономических, технологических и геополитических интересов. По данным Morgan Stanley, в настоящее время общий объём вливаний космических агентств и частных компаний в мировой ВВП составляет 350 миллиардов долларов. По прогнозам агентства, к 2040 году цифра вырастет до 1,4 триллиона долларов.
Луна может стать первым серьёзным форпостом человечества для колонизации и коммерциализации космоса. Например, можно извлекать выгоду из добычи редкоземельных металлов, которые используются в электронике. С нынешним уровнем технологий это совершенно невыгодно с экономической точки зрения. Прогресс стремительно идёт вперёд, и в будущем никто не хочет остаться в стороне от возможной золотой лихорадки на Луне.
Помимо политической, экономической и идеологической составляющей гонки за Луну, участники имеют и научный интерес к нашему спутнику. Обсерватории на обратной стороне Луны могли бы «видеть дальше» и чётче, чем телескопы на поверхности Земли или даже на её орбите.
Технологии для космических путешествий часто имеют практическое применение и на Земле: устойчивое к царапинам стекло, лёгкие аккумуляторы с повышенной емкостью, огнестойкая ткань и, что наиболее важно, навигационная система GPS берут свое начало в системах, которые предназначены для исследования космоса. В будущем мы можем получить улучшенную систему искусственного интеллекта, новые биометрические датчики, более эффективные удобрения и освещение для выращивания сельскохозяйственных культур.
Кроме того, дорога на Марс, вероятнее всего, будет проходить через Луну. Освоение мира, который находится всего в трёх днях от Земли, — лучший способ проверить системы жизнеобеспечения, которые понадобятся на гораздо более отдаленном и менее бесплодном Марсе.
Все участники гонки смотрят в одну и ту же точку на поверхности — Южный полюс. Именно там находятся затенённые кратеры, в которых хранятся обильные запасы водяного льда. Это критически важный элемент для освоения Луны. Вода может быть разложена на кислород, который будут использовать для систем жизнеобеспечения, и водород, из которого можно сделать простое, энергоемкое и чистое ракетное топливо. Взлёт с Луны будет требовать намного меньше топлива из-за силы тяжести. Она составляет лишь 1/6 от земной. Космические корабли на пути к Марсу теоретически могут останавливаться на Луне, чтобы пополнить баки, прежде чем отправиться дальше.
«Пришло время вернуться на Луну. В этот раз, чтобы остаться»
С 1972 космическая программа агентства NASA преследовала гораздо более узкие цели. Нахождения человека на низкой околоземной орбите было достаточно. Последний космический челнок США в 2011 году прекратил своё существование, у страны не было даже собственного корабля, чтобы доставлять астронавтов в космос. Они покупали места за 80 миллионов долларов на российском космическом корабле «Союз».
Но сегодня на побережье Флориды уже кипит работа. NASA передало в аренду компании SpaceX стартовую площадку 39А на мысе Канаверал, с которой стартовали почти все лунные запуски программы Apollo. Компания в свою очередь заявила, что первая лунный старт может состояться уже к 2023 году. «Я не могу поверить, что мы сможем использовать эту площадку», — говорит Илон Маск.
SpaceX также взяла в аренду соседнюю площадку и построила огромный ангар для подготовки ракет. «Мы действительно хотим иметь ракету, которая способна отправить на Луну достаточно полезной нагрузки, чтобы укомплектовать настоящую научную базу наподобие тех, что постоянно ведут работу в Антарктике», — говорит Маск.
Аналогичным образом NASA передало в аренду Blue Origin стартовые площадки 36 и 11. Компания в свою очередь построила огромную фабрику на территории Мыса Канаверал стоимостью 200 миллионов долларов и планирует её расширение. В мае 2019 года глава Blue Origin Джефф Безос представил общественности макет лунного аппарата Blue Moon.
Новая лунная программа NASA названа в честь в мифической сестры Аполлона Артемиды (Artemis). В случае успеха программы Artemis США смогут утвердить своё первенство в космосе. Но если задуманное не получится реализовать, то США будут вынуждены уступить Луну и таящиеся там возможности на ближайшие десятилетия.
«Мы превращаем Китай в космического гиганта»
Китайское космическое агентство (CNSA) застало мир врасплох. Китай достаточно долгое время занимал исключительно отстающие позиции в области освоения космоса. Но в 2003 году, с запуском первого тайконавта на орбиту, ситуация начала меняться. В настоящее время Поднебесная провела ряд пилотируемых полетов, члены экипажа выходили в открытый космос, была запущена небольшая космическая станция. Страна также разработала и осуществила четыре роботизированные лунные станции. Наиболее впечатляющая из них прошла в начале этого года, когда китайский аппарат успешно сел на обратной стороне Луны.
Пекин открыто говорит о планах по созданию южно-полярной лунной базы. Она будет функционировать автономно или на ней должна будет находиться команда? CNSA официально не раскрывает детали. В 2017 первый тайконавт страны Ян Ливей объявил, что Китай планирует высадку человека на Луну. Ян Ливей для Китая — это то же самое, что Нил Армстронг для США и Юрий Гагарин для России.
Но ряд экспертов на западе не полностью доверяют подобным заявлениям. «Когда мы имеем дело с китайской космической программой, единственное, на что мы можем положиться — это редкие официальные документы правительства и партийные отчёты», — говорит Дин Чэнг (Dean Cheng), старший научный сотрудник по вопросам политики и безопасности Китая в Heritage Foundation. «В их последней версии белой книги от 2016 года не упоминается пилотируемая лунная программа».
Китай также ничего не говорит о своих расходах на космос или, по крайней мере, ничего, на что можно было бы полагаться. Объём годового бюджета CNSA, который чаще всего цитирует пресса, составляет 8 миллиардов долларов. Это около 40% бюджета NASA. Но большинство экспертов считают эту цифру смехотворной. «Космическая программа Китая встроена в вооруженные силы», — говорит Чэнг. «Показатель оборонного бюджета обычно составляет около 250 миллиардов долларов». Однако он считает, что КНР, вероятно, тратит гораздо больше на оборону и космос. Эти слова подтверждаются масштабом инфраструктуры:« Если они могут поддерживать четыре разных стартовых площадки и две государственные космические корпорации со штатом в 90 000 сотрудников, мы можем лишь пожать плечами, если они делают это на 8 миллиардов долларов».
«Мы могли бы летать чаще, если бы страна хотела этого»
Финансирование NASA достигло максимума в 1966 году. Тогда оно составило чуть более 5,9 миллиардов долларов. Это эквивалентно 47 миллиардам долларов при курсе 2019 года. Сейчас финансирование агентства более, чем в два раза ниже. После того, как администрация президента США объявила 2024 год годом возвращения на Луну, Трамп потребовал выделения дополнительно 1,6 миллиарда долларов США на финансирование NASA. Даже если это удастся осуществить, по мнению аналитиков, этой суммы не хватит. Некоторые эксперты убеждены, что ежегодно требуется около 5 миллиардов долларов для возвращения на Луну в 2024 году. Но общественность не заинтересована в таком финансировании. «Мы могли бы летать чаще, если бы страна хотела этого», — говорит руководитель программы Orion Марк Кирасич (Mark Kirasich).
Даже если Китай занимает лидирующее положение в области финансирования, он, по всей видимости, отстает от США в области ракетостроения. Орбитальный аппарат и лунный посадочный модуль эпохи Apollo вместе весили около 43771 килограмм. Для этого потребовалось построить массивную ракету Saturn V — левиафана высотой 110 метров. Для более амбициозных программ 21-го века NASA разрабатывает ракету-носитель SLS. В рамках программы Artemis по возвращению на Луну планируется запустить небольшую космическую станцию на окололунную орбиту. Она известна под названием Gateway. Экипаж из четырёх астронавтов по планам состыкуется со станцией, после чего на спускаемом аппарате достигнет поверхности спутника.
Планируется, что разработка и создание орбитальной станции Gateway увеличит бюджет и усложнит программу Artemis. Чтобы в долгосрочной перспективе подобная стратегия окупилась, необходимо, чтобы лунный спускаемый аппарат и корабль Orion были пригодны для многоразового использования. Как и МКС, Gateway можно будет расширить путём стыковки с модулями международных или частных партнеров. Наличие на орбите станции позволит экипажу более тщательно выбирать место посадки в разных зонах, в то время как Apollo довольствовались ограниченным выбором зон для посадки.
На данный момент NASA в первую очередь нуждается в SLS, которая находится в разработке с 2005 года, при этом сроки постоянно сдвигаются. Затраты на SLS и Orion уже превысили первоначальные на 1,8 миллиардов долларов в основном из-за задержек. Но космическое агентство настаивает, что SLS почти готова, а первый пилотируемый старт к Луне запланирован на 2023 год.
Илон Маск продвигается еще быстрее. По его словам, корабль Crew Dragon может быть готов доставить людей на МКС в течение следующих шести месяцев. И хотя самая большая ракета SpaceX Falcon Heavy не такая мощная, как SLS, зато она уже в строю и выполняет заказы. В конце июня 2019 года компания SpaceX объявила, что в 2021 году планирует испытать опытный образец перспективной ракеты-носителя Super Heavy и корабля Starship вместимостью 100 пассажиров.Маск полагает, что именно сверхтяжёлые ракеты, а не существующие Falcon, помогут людям превзойти достижения эпохи Apollo и приблизиться к постоянному присутствию на Луне, а затем и на Марсе.
«Мы могли бы повторить Apollo 11 силами нескольких небольших запусков с Falcon Heavy, но ремейк никогда не бывает так же хорош, как оригинал», — говорит он. Маск уже продал полёт в оба конца на Луну японскому миллиардеру Юсаку Маэзава (Yusaku Maezawa).
В то время как Маск не скрывает своих планов, задумки компании Blue Origin остаются загадкой. Благодаря Amazon Blue Origin не нуждается в финансировании в ближайшее время, но космические программы чрезвычайно дорогие. Расходы достигают миллиардов долларов ещё до первых контрактов и поступлений на счета. Основная цель компании — стать поставщиком услуг на рынке космических запусков, как SpaceX.
Новая ракета New Shepard от Blue Origin названа в честь американского героя космонавтики. Речь идёт о первом американце в космосе Алане Шепарде. New Shepard многоразовая, она предназначена для суборбитальных полётов. Её задача может показаться незначительной: минимум науки, дорогостоящее путешествие для людей, которые могут себе это позволить. Но всё оборудование, которое инженеры разрабатывают для New Shepard, предназначено для использования на гораздо более крупной ракете New Glenn и, что наиболее важно, на будущем лунном аппарате Blue Moon.
NASA пригласило к участию в своей программе Artemis сразу несколько частных космических компаний. Нет никаких сомнений, что у Blue Origin тут огромный потенциал.
Что касается Китая, какой бы не была его цель, амбиции страны в дальнем космосе в значительной степени зависят от новой тяжелой ракеты Long March 5. Испытательный полет ракеты в 2016 году был удачным, но с некоторыми огрехами. Уже в 2017 году не удалось вывести полезную нагрузку на запланированную орбиту. В тоже время испытания в июле этого года были отложены.
Это действительно первый случай, когда на пути у китайской космической программы возникли такие проблемы. Стоит отметить, что Long March 5 — это даже не конечная цель, с помощью которой планируется доставить тайконавтов на Луну, а скорее один из этапов перед созданием более мощной ракеты серии Long March.
Но не стоит превращать развитие космонавтики в гонку. Сотрудничество зачастую работает намного лучше, чем соревнование. Партнёры США на МКС — это 15 стран-участниц. Россия, Европейский Союз, Япония и Канада имеют свои модули на станции. В условиях растущей напряженности между США и Россией сотрудничество в космической сфере становится клапаном для сброса давления, особенно когда экипажам из разных стран приходится вместе преодолевать проблемы.
В 2015 году из-за предполагаемой утечки аммиака в американской части станции членам экипажа пришлось ютиться в российском сегменте, пока не прозвучал сигнал о полной очистке. Бывший астронавт Терри Виртс, который тогда был на борту, вспоминает, что Дмитрий Рогозин (в то время вице-премьер по оборонной и космической промышленности) незамедлительно связался с экипажем станции. «Американские коллеги», — вспоминает Виртс. — Вы можете оставаться так долго, сколько пожелаете. Мы будем работать сообща». Космос — это хороший способ завоевать доверие.
Однако сотрудничество между американскими и китайскими космическими агентствами запрещено поправкой Вольфа из-за опасений по поводу передачи технологий, которые могут представлять угрозу национальной безопасности США. Технически NASA могло бы сотрудничать с Китаем в гражданских проектах, которые не имеют военного применения, но практически в любой космической технологии слишком много элементов двойного назначения. И именно космическая гонка с Китаем, а не партнёрство, политически выгодна США, как конкуренция с Советским Союзом 50 лет назад.
Майкл Коллинз, пилот командного модуля Apollo 11, вспоминает, как его особенно поразила фраза, которую он раз за разом слышал, когда вместе с остальными членами экипажа путешествовал по миру после успешного завершения полета. «Я думал, они скажут, что американцы наконец-то сделали это и будут поздравлять нас», — вспоминает он в недавнем интервью. — Но вместо этого единогласная реакция была другой: «Мы сделали это. Мы, люди, наконец-то покинули эту планету».