Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Белизна, лишенная приятных ассоциаций и соотнесенная с предметом и без того ужасным, усугубляет до крайней степени его жуткие качества. Взгляните на белого полярного медведя или на белую тропическую акулу; что иное, если не ровный белоснежный цвет, делает их столь непередаваемо страшными? Мертвенная белизна придает торжествующе-плотоядному облику этих бесчеловечных тварей ту омерзительную вкрадчивость, которая вызывает еще больше отвращения, чем ужаса. Вот почему даже свирепый тигр в своем геральдическом облачении не может так пошатнуть человеческую храбрость, как медведь или акула в белоснежных покровах.
Герман Мелвилл. Моби Дик, 1851
Эта цитата стала предисловием к роману «Террор» Дэна Симмонса. Именно с легкой руки автора история о пропавшей экспедиции Джона Франклина (1845-1847 гг.) в Канадскую Арктику, приобрела мистический характер. На страницах книги читатели знакомятся с монстром, который ТЕРРОРизирует всю экспедицию.
Мы узнаем, что существо, похожее на огромного белого медведя, является злым духом Туунбак, автор заимствовал образ монстра из эскимосского фольклора. Бестиарий нардов крайнего Севера описывает его как огромного белого медведя с красными глазами, способного подниматься на задние лапы и вырастать из снега буквально перед человеком.
В легендах и преданиях северных народов рассказывается, что Туунбак был сброшен богами на Землю в наказание. С его кровожадностью и хитростью связаны многочисленные сказки иннуитов и эскимосов. Чудо-медведь убил сотни лучших охотников, иногда Туунбак глумился над семьями погибших, возвращая части мертвых тел – порой оставляя головы, руки, ноги и туловища сразу нескольких охотников сваленными вместе, чтобы родственники не смогли даже провести погребальный обряд должным образом.
Интересно, что злого духа могли успокоить избранные шаманы, они общались с монстром телепатически. В обмен на этот дар, мистический медведь отбирал у них голос. С их помощью «переговорщиков» эскимосы смогли договориться с Туунбаком, пообещав не заходить в его владения и приносить ему еду.
По поверьям эскимосов Туунбак должен был умереть, постепенно отравившись душами белых людей. После его смерти, по поверьям северных племен, их привычный мир навсегда рухнет. Настоящие Люди забудут свои обычаи и свой язык. В их домах поселятся пьянство и отчаяние. Мужчины ожесточатся сердцем и станут бить своих жен. Души-инуа детей утратят покой, и добрые сны перестанут приходить к Настоящим Людям...
Еще легенды о белом медведе:
— Тушу белого медведя северные нарды заносили в чум не через дверь, которая считалась нечистым местом, а только с передней стороны жилища, приподняв покрывало;
— Тема оборотней очень распространена у народов Арктики. И главным оборотнем, безусловно, является медведь. Считалось, что белый медведь понимает человеческую речь, может превращаться в человека, поскольку умеет ходить на задних лапах, а если о нем говорят что-нибудь плохое или смеются над ним или грозят ему, то может и отомстить;
— Несмотря на сакральный статус зверя, охота на него у северных народов не запрещалась и представляла собой ритуал. Например, эвенки, собираясь на медвежью охоту, говорили иносказательно: «Надо зверя выслеживать»;
— Если охотники встречали спящего белого медведя, то прежде чем убить, будили его, подражая при этом крикам ворона или приговаривая: «Не я тебя убиваю, а тунгус», то есть чужой, иноплеменник. Добыв ушкуя, просили у него прощения. Свежуя его, отделяли шкуру вместе с головой и шейными позвонками, говоря при этом: «Дед (бабка), шубу снимать станем, много муравьев бегает, они кусаться станут». При разделке туши нельзя было громко говорить, ронять посуду. Ненцы, прежде чем убить белого медведя, мысленно советовали ему уйти подобру-поздорову. Если зверь не уходил, значит, желал смерти. Как и эвенки, ненцы извинялись перед убитым медведем, кланялись ему, как хозяину Новой Земли и моря;
— Из черепов добытых медведей складывали культовые жертвенники. Дух зверя старались ублажить, устраивая в честь удачной охоты праздник, шкуру с оставленным в ней черепом вносили в жилище, предлагали ей еду, питье, трубку;
— По древним ненецким обычаям мясо медведя разрешалось есть только мужчинам. Женщины могли его есть только в том случае, если нарисуют себе углем усы и бороду