Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Вместе с командой проекта «Ноль отходов» мы провели четыре дня на Куршской косе — национальном парке в Калининградской области и объекте всемирного наследия ЮНЕСКО.
Там мы занимались оценкой пластикового загрязнения: брали участки длиной сто метров, собирали с них весь мусор, сортировали по категориям, пересчитывали и заносили в таблицу.
Куршская коса — узкая песчаная полоска суши, которая отделяет солёное Балтийское море от пресного Куршского залива. Песчаных кос в мире множество, но эта самая длинная — 98 километров.
Половина косы находится в России, остальная часть — в Литве. Куршскую косу называют птичьим мостом: здесь проходит миграционный путь птиц из северных районов на юг Европы и в Северную Африку. Тут же проходит миграционный путь морского мусора: от воздушных шариков из Латвии до пластиковой упаковки из Кот-д’Ивуара. Вот пять находок, которые меня поразили.
Иностранная упаковка
На берегу мы находили пластиковые упаковки из России, Великобритании, Испании, Франции, Польши, Германии, Турции, США, Литвы и даже Беларуси (хотя у последней выхода к морю нет). Часть мусора попала в море с берегов соседних стран, другую, скорее всего, выбрасывали за борт с кораблей.
Одна из упаковок была датирована 2007 годом, её выбросили в Литве 12 лет назад, но краска на пластике даже не изменила цвет.
Больше всего меня поразила пластиковая банка из Кот-д’Ивуара (страна на западе Африки). Под действием воды у неё треснуло дно, внутри выросли морские жёлуди — мы нашли их известковые раковины. Эти ракообразные облепляют поверхности кораблей, скал, камней, водных растений и даже панцири черепах, но теперь к местам их обитания пора добавлять морской пластик.
Всю необычную упаковку я складывала в отдельный мешочек и забирала с собой, чтобы сохранить доказательство того, что пластиковая бутылка или пачка из-под чипсов, выброшенная с моста в реку, может преодолеть сотни километров и в обход всех консульств оказаться в другой стране. На третий день этот мешок пропал.
Скорее всего, горничная просто приняла необычный мешок за обычный и выбросила, хотя и не призналась, сухо сказав, что просто делает свою работу. Два дня я заглядывала во все шкафы и под все кровати в гостевом доме и переживала из-за потери. Осталась только фотография.
Остатки воздушных шаров
На каждом стометровом отрезке мы находили десятки лент и огрызки воздушных шариков. Воздушные шары делают из латекса — он разлагается за 3-4 года, но в процессе разложения распадается на куски. Чаще всего мы находили только хвостики, за которые привязана лента, остальные части могут оказаться в желудках животных — те охотно принимают их за еду.
Исследование австралийских учёных показало, что именно остатки воздушных шаров (и другой мягкий пластик) приводят к гибели животных если окажутся у них в желудке: латекс способен закупоривать пищевод. При проглатывании мягкого пластика смерть животного наступает в 32 раза чаще, чем из-за твёрдого.
Но и сами ленты представляют угрозу: морские птицы и животные часто запутываются в них и гибнут.
Ватные палочки и их мелкие фрагменты
На каждом участке счёт шёл на десятки. Вряд ли отдыхающие чистят уши на пляже или корректируют макияж — пластиковые ватные палочки попадают в море через канализацию, когда их смывают в унитаз. Из-за небольшого размера они способны преодолеть канализационные фильтры, а из-за хрупкости материала — сломаться на мелкие фрагменты, которые сможет проглотить рыба (потому что не умеет отличать пластик от еды).
Телевизор
Посреди людного пляжа мы нашли старый телевизор с лучевой трубкой. Неизвестно, был ли он в море, но кинескоп однозначно разбили на берегу — острые осколки лежали рядом.
Ребята достали из песка корпус и крупные куски, а потом я 15 минут через сито просеивала песок и доставала мелкие осколки — их было больше 200. Стекляшки предательски блестели на солнце — из-за ртутного покрытия.
Электронная техника — это опасные отходы, не понимаю, кому пришла в голову идея выбросить его за борт или принести на территорию нацпарка.
Пластиковая бутылка, которая расслаивалась на вторичный микропластик
На третий день я вытащила из песка пластиковую бутылку — корпус сохранился на ?. Она долго плавала в воде: прозрачный пластик стал матовым и начал расслаиваться, а потом долго лежала на берегу: песок скрыл её почти полностью. Под действием солнца и волн прочный материал начал крошиться на мелкие и тонкие волокна, которые навсегда остались в воде.
Считается, что пластиковая бутылка распадается за 450 лет. Но это не значит, что она четыре века лежит нетленной, а потом исчезает. Под действием сил природы она крошится на вторичный микропластик, который засоряет воду, почву и может стать причиной гибели животных. Мы достали и унесли с берега ? пластиковой бутылки, но оставшаяся треть превратилась в мелкие частички — и в мире нет ни возможности, ни технологии, чтобы очистить от них море.
Находки говорят, что мусор опасен, попадая в природу, он может стать настоящим оружием. Бутылка из Турции, выброшенная за борт, без виз и таможенных сборов оказывается на российском берегу.
Для мусора границ не существует, поэтому это проблема и ответственность каждого.
Море кишит одноразовым пластиком и выбрасывает его на берег. Единственный способ защитить Куршскую косу и и всю природу от губительного воздействия мусора — запретить одноразовый пластик. Ведь когда ванна переполнена и вода льется через край, нужно перекрывать кран, а не вычерпывать воду ложками.
Экспедиция на Куршскую состоялась благодаря вашей помощи. Спасибо! Поддержите нашу работу, чтобы мы и дальше могли работать над решением проблемы пластикового загрязнения.