Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Закончил биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Защитил кандидатскую диссертацию, посвященную лесам заповедника Басеги. С 1997 года штатный сотрудник Greenpeace в России и руководитель лесного отдела. Редактор новостей Лесного форума Greenpeace, важнейшей для российского лесного хозяйства независимой дискуссионной площадки. Работал над созданием и развитием концепции первых карт крупнейших массивов дикой лесной природы, добивался создания национальных парков Калевальский и Онежское Поморье. Борется с разрушительными тенденциями в российском лесном законодательстве и с лесопожарной ложью.
В Иркутской области под видом санитарных мероприятий проводятся масштабные вырубки диких горных лесов. Вблизи территорий, пострадавших от наводнения и пожаров, ведутся работы, снижающие способность лесов регулировать уровень воды в близлежащих реках и увеличивающие риск новых природных пожаров в Сибири.
Самые интересные для заготовителей горные леса имеют тот или иной защитный статус, но для обхода этих запретов используется проверенный метод — санитарные вырубки. Теоретически Рослесхоз и Рослесозащита должны контролировать, обоснованы ли эти мероприятия, но на практике это в Иркутской области работает плохо.
Санитарные вырубки оправдывают распространением лесных вредителей — чёрного соснового усача, берёзового заболонника, окаймлённого трутовика, настоящего трутовика и тому подобных. Они также хорошо справляются с задачами лесозаготовителей, как и короед-типограф.
Несколько примеров «санитарных» вырубок в верховьях рек Ия и Бирюса
Санитарные вырубки проводятся под разными надуманными предлогами. Даже на крутых горных склонах и прибрежных территориях. Это радикально сокращает способность лесов поддерживать водный баланс: остатки лесов слабо задерживают осадки и таяние снега, а лесовозные дороги облегчают сход воды к основанию гор и способствуют эрозии почвы.
Вырубки в орехово-промысловой зоне. Тулунское лесничество
Чем объясняют вырубку: вредители, болезни, ветровал, бурелом. На космоснимках за период, предшествующий проведению вырубки, нет признаков существенного повреждения леса. Волока идут вдоль склона, что максимально способствует эрозии и снижению водорегулирующих функций леса.
Вырубки в нерестоохранной полосе, Тулунское лесничество
В чем официальная причина вырубки: вредители, болезни, ветровал, бурелом. На космоснимках до вырубки не выявлено признаков существенного повреждения леса. Волока идут вдоль склона, что максимально способствует эрозии и снижает способность леса регулировать потоки воды. Вырубка прибрежных лесов негативно сказывается на всех жителях экосистемы.
Вырубка в орехово-промысловой зоне, Тулунское лесничество
В документах о состоянии массива: вредители, болезни, ветровал, бурелом. Доказательств повреждения леса до начала «санитарных работ» на космоснимках не обнаружено. Волока частично идут вдоль склона, что снижает способность леса удерживать водный баланс и способствует эрозии почвы.
Масштабные вырубки леса в нерестоохранной полосе. Нижнеудинское лесничество
Основания для вырубки — снова вредители, болезни, ветровал, бурелом. Признаков деградации лесов до проведения вырубки на космоснимках не обнаружено. Волока идут вдоль склонов, что максимально способствует эрозии и снижению водорегулирующих функций леса.
Вырубки в орехово-промысловой зоне. Тайшетское лесничество
В документах о состоянии леса — вредители, болезни, ветровал 2015 года. На космоснимках за период, предшествующий проведению рубки, виден участок ветровала, но меньший, чем тот, что осваивается. Ведётся сплошная вырубка с сильным повреждением почвенного покрова.
Если интенсивность санитарных вырубок в горных лесах Восточного Саяна сохранится на уровне 2018-1019 годов, вероятность и интенсивность будущих паводков, наводнений и пожаров только увеличится. А это ставит под угрозу большинство населённых пунктов, находящихся ниже по течению рек Бирюсы, Уды, Чуны, Оки, Ии.
Необходимо принципиальным образом изменить систему хозяйствования в Саянах и их предгорьях. Иначе в самом ближайшем будущем, через пять-десять лет, для повторения катастрофического наводнения в Тулуне будет достаточно гораздо менее интенсивных осадков.
По фактам необоснованных санитарных вырубок в горных лесах Иркутской области российское отделение Greenpeace обратилось в Генпрокуратуру.