Согласно новому исследованию, иероглифическая надпись, найденная в древнем городе майя, теперь раскрывает царства, составляющие эту цивилизацию, которая вела чрезвычайно разрушительную войну намного раньше, чем считали ученые до этого. Эти результаты могут пролить свет на то, что могло или не могло привести к концу империи майя, отмечают исследователи.
ИА «Экспресс-Новости» информирует читателя, что древняя цивилизация майя охватывает площадь в два раза больше Германии, соответствуя тому, что в настоящее время является югом Мексики и Северной Центральной Америки. В разгар империи майя, известной как классический период, который простирался от 250 до 900 г. н.э., в регионе, возможно, проживало до 25 миллионов человек, что потенциально соперничало с плотностью населения средневековой Европы. Таинственным образом этот древний золотой век майя рухнул более тысячи лет назад. Его население катастрофически сократилось до доли своего прежнего размера. Руины его великих городов теперь в основном заросли джунглями.
Ученые предположили ряд потенциальных причин конца классического периода, ни одна из которых не является взаимоисключающей. Засуха, возможно, привела к критической нехватке воды. Вырубка лесов, связанная с земледелием, могла привести к потере плодородного верхнего слоя почвы в результате эрозии. Эскалация насилия, возможно, также сыграла свою роль в падении майя. Предыдущие исследования показали, что во время классического периода войны между древними майя были в основном ритуализированы и ограничены по объему. При этом строгие правила ведения боевых действий были сосредоточены на приобретении элитных пленников для дани и выкупа и минимального участия некомбатантов. Тем не менее, археологи обнаружили признаки того, что древние майя в конце классического периода практиковали необычайно разрушительную тактику тотальной войны, в которой предназначались как гражданские, так и военные ресурсы, что иногда приводило к широкомасштабному разрушению городов.
«В ходе мероприятий по уничтожению города были полностью разрушены, а королевские семьи были удалены — иногда брошены в колодцы или похоронены в церемониальных центрах», — рассказал ИА «Экспресс-Новости» по скайпу ведущий исследователь Дэвид Уол, ученый-геолог из Геологической службы США в Менло-Парке, штат Калифорния. — «Теперь мы обнаружили, что древние майя, возможно, вступили в тотальную войну такого типа гораздо раньше, чем считалось ранее. Теперь у нас впервые появилась картина более широких последствий атаки майя в классический период. Мы видим, что использованная тактика имела негативные последствия для местного населения таким образом, что в этом случае траектория расселения в городе была навсегда изменена».
Ученые сделали свое открытие, исследуя прошлые изменения окружающей среды вокруг археологических раскопок Вицна в регионе Петен в Гватемале, который охватывает северную треть этой страны. Самая большая проблема в этом исследовании — действительно большая часть работы, которая была проделана в Петене — это удаленность полевого участка. К озеру нет дорог, поэтому все оборудование и материалы перемещались вниз по крутому 100-метровому откосу. Озеро окружено осокой с острыми краями, поэтому потребовалась команда из восьми человек и три дня времени, чтобы проникнуть в осоки, построить пирс и тем самым получить доступ к открытой воде. Но как только ученые достигли открытой воды, они были довольно встревожены, поскольку увидели как минимум дюжину аллигаторов, пристально наблюдающих за деятельностью людей.
Исследователи неожиданно обнаружили стелу или каменную колонну с читаемыми символами-эмблемами — иероглифическую надпись, посвященную лорду города. Это открыло имя майя этого места, Бахлам Джол, наряду с обычными символами правления — скипетром бога молнии К'авиила и щитом в связанном пленнике.
В Наранхо, классическом городе майя в 32 километрах к югу от Вицны, в ходе предыдущей работы была обнаружена еще одна стела. Надпись гласила, что в 697 году Бахлам Джол подвергся нападению и был сожжен во второй раз. В озерных отложениях, примыкающих к Вицне, Валь и его коллеги обнаружили 3 сантиметровый слой древесного угля, образовавшегося в результате мощного пожара, который является крупнейшим за 1700 лет осадком, на который они смотрели. Углеродные датировки семян в этом угольном слое позволяют предположить, что пожар произошел в последнее десятилетие седьмого века, подтверждая надпись стелы Наранхо.
Разрушение всех ключевых сооружений в Вицне, включая королевский дворец, а также памятники с надписями на глифе, подтвердило идею, что это место подверглось серьезному разрушению. Кроме того, Валь и его коллеги также обнаружили, что до конца седьмого столетия в озерных отложениях было много признаков человеческой деятельности, таких как остатки сельскохозяйственных культур и остатки от сжигания, но они резко сократились после предполагаемой атаки.
Хотя разрушение, увиденное в Вицне, напоминало то, что было замечено в конце классического периода, были и различия. «Вы видите постоянную королевскую родословную там после атаки, тогда как в Терминальной Классике королевская семья либо убита, либо удалена», — отметил Валь. При этом он отметил и то, что символ «пулюй», который использовался для описания сожжения Бахлам Джола, ранее был замечен на других местах майя. Это говорит о том, что подобное сжигание было, возможно, более распространенным явлением в войне древних майя, чем считают исследователи.
В целом, эти результаты предполагают, что такая разрушительная тотальная война практиковалась даже во время пика процветания древних майя и художественной изощренности, бросая вызов теориям, предполагающим, что это было уникально для исчезающих дней цивилизации. Таким образом, возможно, он сыграл меньшую роль в распаде империи майя, чем некоторые ранее предполагали. «Я думаю, что, основываясь на этих доказательствах, теория о том, что предполагаемый переход к тотальной войне был основным фактором распада общества классических майя, больше не жизнеспособна. Мы должны искать другие причины», — отметил соавтор исследования Франсиско Эстрада-Белли. Об этом же говорится и в заявлении Университета Тулейна в Новом Орлеане.