На крайнем юге Алтая, на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии, среди скалистых гор на высоте более 2 000 метров над уровнем моря затерялось плоскогорье Укок — суровое место с непостоянной и капризной погодой: резкие перепады температуры, частые дожди с ветром, а иногда идет снег даже в июле. Для местных жителей Укок находится в преддверии небесного свода и издревле считается сакральной территорией. Высокогорное плато давно привлекало к себе внимание археологов, но искали тут в первую очередь скифские стоянки, захоронения и уникальные каменные алтари древней кочевой цивилизации.
Летом 1993 года новосибирские археологи исследовали давно разграбленный и находившийся в полуразрушенном состоянии курган, поэтому ничего сенсационного не ожидалось. Однако раскопки привели к череде уникальных открытий. Вначале было найдено разграбленное погребение кара-кобинского воина, а под ним неожиданно оказалось другое, более древнее. Погребение было нетронутым, так как грабителям помешала проникнуть в него мерзлота.
Ученые не знали, что обнаружат в могиле, но уже вне стен сруба, доверху наполненного льдом, лежали останки сброшенных друг на друга шести оседланных лошадей со сбруей. Сохранились украшения уздечек — деревянные грифоны в тонкой золотой фольге.
Почти три недели археологи оттаивали горячей водой погребальную камеру, в которой находилась деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Когда ученые вскрыли колоду, то увидели хорошо сохранившуюся мумию. Она лежала на боку на войлоке в бело-красной длинной юбке и рубашке из китайского шелка с красной каймой, а на ногах были войлочные чулки с аппликациями. На обритую голову женщины был одет высокий парик из конского волоса с валиком и орнаментом, украшенный длинным пером. На покрытом материей деревянном каркасе парика было множество изображений священных у скифов оленей и лебедей, а под головой лежала пластинка в виде полумесяца с вырезанными пантерами.
На теле мумии сохранились уникальные татуировки. Татуировка оленя- знак высокой иерархи, а в северных традициях олень — символ Солнца. Значит и принцесса была представителем солнечного культа, или по крайней мере не среднестатистической обычной соплеменницей своего народа. Так некоторые исследователи утверждают, что татуировка и количество похороненных с девушкой лошадей указывали на ее знатность. Женщины считались хранительницами преданий и традиций. И татуировку, которая имела ритуальное значение, у многих народов наносили именно женщины. То, что мумия захоронена отдельно от соплеменников и родовых захоронений указывает на традицию в древней культуре, согласно которой так поступали с женщинами, род деятельности которых предполагал обет безбрачия. Возможно, высокое положение девушки было связано с тем, что она относилась к клану жрецов.
До 2012 года мумия находилась в музее Института археологии и этнографии СО РАН в Новосибирске. В 2012 году принцесса была доставлена в Национальный музей республики Алтай.
После обнаружения на плоскогорье мумий алтайская общественность под предлогом прекращения «варварства со стороны археологов», «осквернения национальных святынь» потребовала от алтайского парламента — Госсобрания — наложить мораторий на осуществления на плоскогорье археологических раскопок.
Госсобрание поддержало это требование и наложило соответствующий 10-летний мораторий. Авторы обращения утверждали, что плоскогорье всегда было для алтайцев священным местом и что алтайцы якобы знали о месторасположении кургана «принцессы». Местные шаманы заявили, что ничего нового им археологи не сообщили, так как они давно знали об этом священном для них погребении, и умершая является их легендарной прародительницей Ак-Кадын (Белая Госпожа), которая охраняет покой и стоит на страже врат подземного мира, не допуская проникновения зла из низших миров. В связи с этим сразу после раскопок они стали требовать возвращения мумии в Республику Алтай, а некоторые даже настаивали на перезахоронении мумии.
Многие алтайцы и шаманы утверждали, что принцесса являлась к ним во снах и требовала ее захоронить обратно, иначе она сама придет и водой, и огнем.
Хотите верьте, хотите нет — но статистика говорит, что реальные природные бедствия на Алтае начались именно после вскрытия гробницы принцессы Укока. На всей территории Республики Алтай еже даже вводился режим чрезвычайной ситуации — регион был затоплен. Реки, превратившиеся после дождей в бурные потоки, смыли несколько автомобильных мостов. Длительные дожди в предгорных районах Алтайского края — Солтонском, Красногорском, Чарышском и Солонешенском, а также в городе Бийске вызвали повышение уровня воды в реках Катунь, Бия, Ануй, Чарыш. Так даже была прорвана дамба в Чойском районе на одной из рек по дороге на Чою.
А вот теперь даже река, текущая со стороны Укока с села Бельтира из-за песков окрасилась в красный цвет. И теперь получается, что с плато течет реально кроваво красная река. Такого никогда не было. Не пора ли захоронить несчастную принцессу? Да и сами посудите, но а вам бы лично хотелось лежать после смерти в музее голой на обозрение тысячи зевак?
Все таки живые должны быть среди живых. А мертвые должны обрести покой. Пусть и принцесса Ак-Кадын обретет вновь свой покой на плато Укок!