В то время как работы в рамках второй миссии проекта ExoMars, включающей европейский марсоход и российскую посадочную платформу для проведения научных исследований, продвигаются вперёд к планируемому в следующем году запуску, проектная группа ExoMars, в том числе, продолжает отработку конструкции парашюта с учётом результатов высотных бросковых испытаний, проведённых неудачно на прошлой неделе.
Работы с европейским марсоходом «Розалинд Франклин» (Rosalind Franklin) и российской посадочной платформой «Казачок» близятся к завершению. Они будут установлены внутри десантного модуля и доставлены на Марс перелётным модулем после запуска с помощью российской ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М» с космодрома Байконур.
Для снижения скорости перед посадкой десантному модулю требуются два парашюта — каждый из которых оснащён дополнительным вытяжным парашютом. После отделения парашютов скорость должна снизиться достаточно для безопасной доставки посадочной платформы и марсохода на поверхность Марса с помощью тормозного двигателя. Вся последовательность с момента входа в атмосферу до посадки занимает шесть минут.
В рамках планируемых до запуска испытаний предусмотрены несколько тестов парашютной системы на полигоне Эсрейндж (Esrange) Шведской космической корпорации. Первые испытания состоялись в прошлом году и продемонстрировали успешное выполнение последовательности развёртывания и наполнения большого основного парашюта в рамках низковысотных бросковых испытаний, предусматривающих бросок с высоты 1,2 км с вертолёта. Парашют диаметром 35 м является самым большим парашютом, когда-либо использованным для посадки космического аппарата на Марс.
28 мая 2019 года была впервые протестирована последовательность развёртывания всех четырёх парашютов в рамках испытаний, предусматривающих бросок с высоты 29 км с использованием гелиевого стратосферного аэростата. Механизмы развёртывания сработали корректно, общая последовательность развёртывания была выполнена, однако купола обоих основных парашютов получили повреждения. По результатам инспекции оборудования реализованы конструктивные доработки парашютов и парашютных сумок в рамках подготовки к очередным высотным бросковым испытаниям, проведённых 5 августа 2019 года, цель которых на этот раз заключалась в отработке большого парашюта диаметром 35 м.
Результаты предварительной оценки позволяют сделать вывод о корректном выполнении первых этапов, однако до наполнения были отмечены повреждения купола, аналогичные повреждениям, наблюдаемым при проведении предыдущих испытаний. В результате испытательный модуль снижался лишь на вытяжном парашюте.
Обнаружено всё оборудование, получены все видеозаписи и телеметрические данные — специалисты проводят анализ полученной информации. В результате анализа должна быть выявлена основная причина аномалии и намечен план дальнейших действий в части дальнейших доработок парашютной системы, которые могут потребоваться до проведения последующих испытаний. Следующие высотные бросковые испытания основного парашюта уже запланированы ESA в конце текущего года. Затем в начале 2020 года предусмотрена следующая попытка квалификации второго основного парашюта.
Параллельно специалисты рассматривают возможность изготовления дополнительных моделей парашютов для испытаний и проведения наземного моделирования динамики выхода парашютов из сумки, принимая во внимание ограниченные возможности проведения полномасштабных высотных бросковых испытаний. Кроме того, в дополнение к регулярно проводимым совещаниям экспертов ESA и NASA, в следующем месяце для обмена информацией будет проведён семинар специалистов по парашютным системам для посадки на Марс.
Запуск миссии ExoMars-2020 запланирован в рамках «астрономического окна» 26 июля — 13 августа 2020 года с прибытием на Марс в марте 2021 года. После съезда с посадочной платформы марсоход «Розалинд Франклин» начнёт исследования поверхности Марса, поиск интересных с геологической точки зрения объектов и бурение подповерхностного слоя с целью поиска следов существования жизни на соседней планете в какой-либо период. Посадочная платформа, на которой будет установлен комплекс научной аппаратуры (КНА-ЭМ) состоящий из 13 приборов, два из которых предоставляются ESA, начнет проведение научных исследований внешней среды и внутреннего строения Марса в течение одного марсианского года.
Работы с марсоходом в компании Airbus Defence and Space (Стивенедж, Великобритания) близятся к завершению, вскоре планируется начало испытаний на внешние воздействия в Airbus (Тулуза, Франция). Одновременно начнётся заключительный этап испытаний лётного образца перелётного модуля с десантным модулем и посадочной платформой в компании Thales Alenia Space (Канны, Франция). Марсоход будет установлен на космический аппарат в начале 2020 года.
Проект ExoMars-2020 реализуется совместно ESA и Госкорпорацией «Роскосмос». Помимо миссии ExoMars-2020 он включает орбитальный модуль TGO (Trace Gas Orbiter) миссии ExoMars-2016 для изучения газовых примесей атмосферы, успешно запущенный к Марсу 14 марта 2016 года с космодрома Байконур. После выхода орбитального модуля TGO на целевую орбиту вокруг Марса к работе с научными данными, поступающими с этого модуля, присоединился Российский комплекс приема научной информации (РКПНИ), размещенный на антенных комплексах в Медвежьих Озерах и Калязине, а также в центре обработки данных ИКИ РАН, что позволило более чем в два раза увеличить объем получаемых научных данных и, как следствие, научную отдачу миссии.
TGO уже выдаёт важные научные результаты, получаемые собственной научной аппаратурой (как европейской, так и российской) и ретранслирует данные марсохода Curiosity и посадочного модуля InSight. Кроме того, TGO будет использоваться для ретрансляции данных миссии ExoMars-2020 после её прибытия на Марс в марте 2021 года.
Источник: m.vk.com