Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-08-12 19:54

75 лет со дня гибели конвоя БД-5 в Карском море

Великая Отечественная война, на суше, в море и воздухе, оставила миллионы примеров храбрости и героизма, невероятной силы духа в самых сложных обстоятельствах. Одним из таких эпизодов войны стал полярный конвой БД-5, понесший тяжелые потери в Карском море. В августе 2019 года этим событиям исполняется 75 лет.

Более чем через семь десятилетий после августа 1944 года участникам проекта «Карские экспедиции» – поисковикам, историкам и специалистам компании «Фертоинг», при поддержке Правительства ЯНАО, удалось уточнить и раскрыть множество деталей гибели конвоя БД-5. Благодаря их работе вышли публикации и книги, пополнены коллекции музеев, материалы о событиях вошли в документальные фильмы, проведен ряд выставок.

Конвой БД-5 (Белое море – Диксон) вышел из Молотовска (ныне Северодвинск) 8 августа 1944 года в составе тральщиков Т-114, Т-116, Т-118 и транспортного парохода «Марина Раскова». В числе пассажиров находились военнослужащие Беломорской Военной флотилии и гражданские специалисты, работающих в системе Главного управления Северного морского пути. На грузовом пароходе было размещено более 6000 тонн продовольственных и технических грузов для Карской ВМБ, «Нордвикстроя» и полярных станций ГУСМП. Всего на трех судах конвоя было 752 человека. Вечером 12 августа, в 60 милях от острова Белый, конвой был атакован немецкой подлодкой U-365, которая поразила пароход «Марина Раскова». Командир конвоя и экипажи тральщиков приняли удар торпеды за подрыв на мине, и начали эвакуацию экипажа и пассажиров парохода. В это время лодка нанесла следующие торпедные удары, в результате чего ночью 13 августа затонули два тральщика – Т-114 и Т-118. Смертоносная атака унесла жизни 378 человек – краснофлотцев, полярников, женщин и детей. Командой уцелевшего тральщика было подобрано 145 человек. В море на различных плавсредствах осталось около 130 человек. Три «Каталины» – капитана Евдокимова, подполковника Козлова и капитана Сокола отправились на поиск выживших. С огромным трудом летчики сажали самолеты на море – в штормовых условиях, при высоких волнах и в течение нескольких дней спасали людей.

ТНПА компании «Фертоинг» обследует затонувший транспорт
ТНПА компании «Фертоинг» обследует затонувший транспорт

17 августа лётчик Евдокимов обнаружил одну из шлюпок с парохода «Марина Раскова», в которой находилось 18 человек. Все спасённые были доставлены в губу Белужью. 17 августа экипаж под руководством Козлова спас 25 человек с вельбота. 19 августа лётчик Сокол спас ещё 11 человек. 23 августа «Каталина» с бортовым номером «СССР – Н275» подполковника Козлова поднялась в воздух и после 7-часовых поисков обнаружила кунгас с уцелевшими. Волны не позволяли посадить самолет, и тот 9 часов кружил, ожидая спасательное судно. Когда топлива оказалось в обрез, а судна все не было, Козлов решил все-таки посадить «Каталину» на штормовые волны. Он знал: посадка на волну крайне опасна и может погубить самолет. Но бросить людей не мог. И экипажу удалось приводниться, а потом и забрать людей с кунгаса. Гидросамолет шел к острову Белый прямо по штормовому морю. Так удалось спасти еще 13 человек. Всего, более чем за 10 дней, в августе 1944 года, полярные летчики спасли 69 человек с конвоя БД-5. Всего из состава конвоя выжили 374 человека – менее половины.

Машинный телеграф, поднятый водолазами с судна «Марина Раскова»
Траурные мероприятия на острове Белый. Перезахоронение погибших участников конвоя

Через 70 лет после событий, в первой поисковой экспедиции 2014 года, компании «Фертоинг» удалось обнаружить место гибели транспортного парохода «Марина Раскова» и двух тральщиков. В 2015-м году, в ходе «Карской экспедиции 2015», транспорт и тральщики были обследованы телеуправляемым подводным аппаратом и водолазами компании «Фертоинг». Экспедиции стали возможными благодаря объединению усилий Правительства Ямало-Ненецкого округа, компании «Фертоинг», историков и краеведов ЯНАО. Экспедиции позволили определить точные координаты мест гибели кораблей, установить информацию о судьбе многих участников конвоя, передать ее родственникам и потомкам моряков и пассажиров БД-5. Водолазы установили памятные таблички на судах, лежащих на дне. Память об августовских событиях 1944 года всегда будет с нами.

На погибших кораблях были закреплены памятные таблицы. Память об августовских событиях 1944 года всегда будет с нами

Источник: m.vk.com