Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Сергей Викторов: «Острова в дельте Северной Двины». Фото автора.
В жизни бывают периоды, когда по внешним признакам она начинает напоминать болото у Кудемского озера. В такие моменты важно вовремя взять себя в руки и получить дозу эмоций, необходимую для пробуждения. Я выработал для себя универсальную стратегию – открыть в Интернете карту и найти на ней точку, в которой сходятся кривые доступности и привлекательности.
Тем летним вечером я рассматривал дельту Северной Двины. Я видел её и раньше, но из иллюминатора самолёта, и в моём уставшем от долгой дороги воображении она напоминала разбившийся на сотню осколков сервиз. Один из этих осколков, остров Андрианов, и привлёк внимание: древнее село, космические технологии, церковь – ночной клуб. В литературе такое сочетание называется оксюморон.
Теплоход отходил утром от пристани в центре Архангельска. Было достаточно тепло, чтобы разместиться на открытой палубе и наблюдать, как швартовная команда, средний возраст которой едва достигал 17-ти лет, отправляет судно в речной круиз. Детская ракета, припаркованная во дворе нового жилого комплекса на берегу, служила тизером к предстоящему космическому приключению. Кондуктор, пассажиры и, в целом, атмосфера на борту мало отличались от дачного автобуса, но стоит лишь повернуть голову назад… В корме винт методично разбивал водную гладь, а вдалеке открывалась панорама Архангельска, заполняя горизонт от Северодвинского до Соломбальского моста. Так мы миновали несколько островов, пока меня не толкнула в бок соседка со словами: «Вот он ваш Андрианов».
Село Вознесенье, остров Андрианов: находясь между двумя крупными городами, практически на расстоянии вытянутой руки, это оазис спокойной деревенской жизни. Время здесь замерло лет этак 30 назад, когда развалился Союз и потянул за собой сельское хозяйство. Первое, что бросилось в глаза – стог сена на берегу, на котором мы поспешили развалиться, вдыхая аромат высохшей травы и наблюдая за тем, как школьники носятся по просёлочной дороге на мотоциклах. Удовлетворили годовую потребность в лежании на сене, продолжили путь по центральной дороге деревни мимо аккуратных разноцветных домиков, утопающих в зелени. Вот филиал ФГУП «Почта России», принявший обличие контейнера. Вот пруд с уточками, про который говорила соседка по теплоходу. Вот и храм Вознесенья Господня... На храм, если честно, не очень похоже.
Во времена Советов здесь был клуб, а танцы нередко заканчивались дракой с кровопролитием. Ага, закрыто, придётся обойти вокруг. Вокруг обходили полчаса, потому что на нас набросились кусты спелой малины и долго не хотели отпускать. У той же двери нас встретил мужчина благочинного вида и представился Николаем. Иерей Николай был настоятелем разорённого храма, и восстановление святыни стало смыслом его жизни. «Выделенные средства растворяются, пока идут из Москвы, тогда на помощь приходит смекалка и современные технологии: иконостас ведь можно найти в Интернете и распечатать на постере…» Солнце пробивалось сквозь окна и подсвечивало лики святых, придавая внутреннему убранству загадочные очертания. Николай снабдил нас печатной продукцией о храме и объяснил, как пройти в Музей космоса.
Дорога в музей петляла сквозь тенистую аллею, вдоль просторного луга и вывела к одноэтажному зданию, табличка гласила:
Нас радушно встретила работница местного Дома культуры и провела в современную музейную комнату, где был выключен свет, а на потолке горели созвездия.
Как обсерватория мирового значения оказалась в архангельской деревушке, зачем туда приезжали французы, каким образом мы связывались с островом у Антарктиды и при чём здесь северное сияние, вам с удовольствием расскажет Татьяна Афанасьевна (звонить ей: 8 (952) 256-21-99). А потом ещё она провела демонстрацию физических опытов и предложила нам чаю. За весь этот комплекс познавательных развлечений с нас попросили 50 рублей – мы купили билетов в несколько раз больше. «Спасибо вам! Приезжайте ещё! Мы не стоим на месте, развиваемся. А осенью к нам привезут настоящий телескоп, приходите вечерами на звёзды смотреть!».
Приходите и Вы, дорогой читатель. К тому же, на этом достоинства двинских островов не ограничиваются. Есть Кегостров, где Вас научат печь козули и пироги на печи в гостевом домике, есть деревня Пустошь с Музеем лоцманского дела и исследования Арктики. Выходите из дома, будет интересно!