Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Январь. В Москве зима. Снега нет, не холодно, не тепло. Серое небо. Улыбку на лицах горожан найти в общественном транспорте довольно трудно. Джайяпура – город на севере Западного Ириана, остров Папуа-Новая Гвинея, самая восточная провинция Индонезии. Вечное лето в разгаре. Мы здесь, мы ищем дорогу к папуасам.
В центре острова есть долина Балием. Сюда летают самолеты из города. Здесь есть «цивилизация». Путь занимает минут 30. Старенький Боинг. По полю в самолет идем пешком. Взлетели, перевалили через хребет и тут же приземлились. Обычный городок. Только вместо аэропорта сарай из сетки-рабицы. Багаж раздают прямо с погрузчика, а при посадке самолета на взлетном поле включают сирену, чтобы успели разбежаться дети, мотоциклисты, свиньи и коровы.
Сюда все завозят по воздуху, сухопутных дорог нет. Наверное, поэтому уже в Вамене, куда мы прилетели, можно увидеть обнаженных папуасов, женщин с обнаженными грудями и традиционный рынок на окраине поселка. Выражение лиц местного населения не передает эмоций. Это меланезийцы, они относятся к своей, австралоидной расе. Мы не они. Они не мы. Даже индонезийцы, сами здесь «неместные», для нас кажутся «своими». Еще полчаса на машине, а дальше рюкзаки на плечи и вброд через бурную горную тропическую реку. Идет дождь. Не холодно, не жарко. То здесь, то там виднеются сосны. Экватор, Индонезия..?
В рюкзаках только личное снаряжение, одежда, спальники и туристические коврики. Палатки мы не брали, поскольку ночевать планируется в местных деревушках. Хоть рюкзаки брали наиболее легкие и удобные для такого похода, в таком климате без привычки идти было нелегко. Поэтому проходя через хижины папуасов мы нанимали носильщиков, которые за скромное вознаграждение взваливали нашу поклажу на свои плечи.
Без спальников не обойтись при ночевках в местных домиках, выстроенных в форме круга из досок и крытых соломой. Насекомые, крысы и прочие гады бегали по нам всю ночь. Поэтому, несмотря на теплый климат, спальники очень даже пригодились. Мы с собой брали Alexika. Причина проста – минимальный вес при максимальном качестве. Движение по деревням и хуторам на Папуа - дело не простое. Вроде бы мы идем по тропе, довольно широкой и натоптанной. Доходим до селения. Перед нами каменный забор высотой более метра. У него стоит сложенная из бревен лестница. Залазаем по ней и спускаемся вниз по такой же конструкции. В самом низу такой стены сооружен узкий проход, через который могут бегать домашние свиньи. История конструкции такова. До прихода в эти края белых миссионеров племена папуасов воевали друг с другом. Жили они в каменном веке. Именно поэтому они окружали свои селения каменной изгородью. Ворот делать не умели, использовали лестницы, которые можно было просто-напросто убирать ночью.
К середине второго дня почти все наши рюкзаки были на плечах у туземцев. К нам же в руки стали попадать каменные топоры и луки, которыми до сих пор пользуются мужчины племени дани. Собственно, помимо такого оружия, на них можно увидеть разве что стручок фасоли, одеваемый на мужской половой орган. Такая вот половая защита! С одного конца веревочкой он крепится вокруг талии, а с другой - вокруг тестикул.
У женщин же существует другой ритуал. Те самые каменные топоры, которые мы видели в руках у аборигенов, имеют прямое назначение. Ими отрубают фаланги пальцев на руках у представительниц прекрасного пола. Привязано такое событие к смерти одного из ее родственников. Умер сородич – фалангу долой. Мы видели бабушек, у которых вместо пальцев остались лишь культяпки. Большая семья – большие жертвы. Кстати, почти без пальцев они превосходно плетут сумочки-авоськи. Ведь карманов для мелочи и сигарет на фасолевом стручке нет. А сигареты в этих краях чуть ли не основная валюта. (Индонезия – страна мусульманская, алкоголь здесь не в почете).
Задачей нашего похода было достигнуть поселений, где нет электричества. А значит, нет телевидения, нет голливудских фильмов, нет рекламы, не промывки мозгов. Значит, есть сохранение местных традиций и культуры. Вокруг нас соломенные хижины, мужчины со стручками на причинных местах и женщины с обрубленными пальцами. Дети… Их лица, выражения на них ничем не отличаются от взрослых. Эдакие еще не выросшие мужчины. Единственной отличие – это сопли. Белые сопли на черном лице. Ну а ночью по крышам хижин лупил ливень, а по нашим спальникам бегали крысы. Туалет – по малой нужде в любом месте, по большой – в любом месте за деревенской оградой.
Обратный путь - короткий, но более трудный и опасный. По тропе вдоль бурной реки. Навесные мосты из лиан, по которым пройти можно только в одиночку. После дождя почва скользкая. Один неверный шаг – и ушел в пропасть. Кстати, на всем пути я единственный не отдал свой рюкзак носильщикам. В нем лежала карта местности, навигатор, аптечка. Увидеть все это содержимое, улетающее в воду вместе с одним из папуасов, мне совершенно не хотелось, поэтому нести все я с самого начала решил сам.
Выход к реке, обратная переправа через мутный горный поток, встреча микроавтобуса – ощущение, что мы в одно мгновение перенеслись из сказки прошлого в реальное «цивилизованное» настоящее. Уже через несколько часов старенький Боинг, который мы дожидались прямо на взлетной полосе, нес нас обратно в столицу индонезийского Папуа – Джайяпуру, а оттуда на современный Бали.
Племя дани открылось белым в 30-е года XX века. Еще несколько лет и стручки от фасоли будут променяны на китайские шорты и футболки, а традиции почитания умерших родственников на многолетние телесериалы. На юге Папуа живут племена короваев и асматов. Там нет аэродромов и электричества. Миссионеры попали в те края лишь в 80-е годы XX века. В тех местах не строят домов, люди живут на деревьях. Для школы выживания Волчица это шанс, возможность увидеть мир таким, каким он был еще несколько сотен лет назад, таким, каким он оставался на протяжении тысячелетий. Готовим следующую экспедицию!