Детские лагеря отдыха на Кумысной поляне и в Татищевском районе Саратовской области могут открыть свои двери для детей уже на следующей неделе.
Об этом ИА "Взгляд-инфо" в эксклюзивном комментарии сообщил заведующий лабораторией проблем дератизации Научно-исследовательского института дезинфектологии Роспотребнадзора РФ Сергей Рябов, специально приглашенный из Москвы на помощь местным специалистам.
"Мышиная лихорадка распространена не только в России, но и в Европе и США. Именно поэтому надо сразу отсеять все эти разговоры о каком-то биологическом оружии, о том, что институт "Микроб" выпустил какую-то особенную мышь.
Надо также отбросить, что это инфекция степей. В основном, наоборот, таежные виды ее распространяют. И лесостепи. И в Саратове ГЛПС как раз активизировалась там, где есть леса. Источник ГЛПС – мелкие грызуны, в частности, рыжая полевка. У вас в Саратове здесь, в основном, вирус Пуумала. Эти инфекции – природно-очаговые. ГЛПС была и в советское время, но называлась иначе – нефрозонефрит с почечным синдромом.
Что касается дератизационных работ. Ликвидировать инфекцию, если она появилась и имеются природные ее очаги, невозможно. За инфекцией нужно просто следить. А следить можно только одним способом – контролировать численность грызунов. Делать можно или профилактические работы – ежегодно обрабатывать очаги, или, как сейчас мы делаем – проводить экстренные истребительные мероприятия.
Почему сложилась такая ситуация с ГЛПС в этом году? Тут несколько факторов – прежде всего, это природное явление. Оно носит цикличный характер.
Если не проводятся дератизационные мероприятия, то с каждым годом потенциал очага повышается. Вот и все объяснение. Экономят деньги, хотя по санитарным правилам дератизацию в очагах надо проводить два раза в год.
Вспышка в Саратовской области – не первая, но всякий раз причина одна и та же: высокая численность грызунов и их инфицированность. Почему лихорадка так в этом году всех возбудила – началась раньше. Обычно же начинается где-то в июне-июле. Но это было бы хуже – в лагерях уже были бы дети, и сейчас было бы несравнимо больше зараженных детей", - рассказал господин Рябов.
Он опроверг страхи некоторых саратовцев, убежденных в теперешней опасности Кумысной поляны из-за "особенно страшных ядов", которыми ее обработали.
"Никаких экзотических видов яда не существует. У нас существует всего три их вида – острого характера действия (это фосфид цинка, например, крысит и другие), хронического действия (бромадиолон, например) и есть смешанного характера действия (витамины группы D). Все эти яды используются специалистами для борьбы с мышами. Действующие вещества этих ядов относятся к первой степени опасности. Приманки же с этими веществами - к 4 группе опасности, так как действующего вещества там очень мало.
Фосфид цинка – это быстрый яд, действует от часа до нескольких часов. Яд травит весь организм, грызун страдает от боли и забивается в укромное место. Сначала в Саратове мы использовали яды, действующие более медленно – до 30 дней, а потом перешли на фосфид цинка. Говорят, что он якобы запрещен. Это говорят несведущие люди – этот яд имеет свидетельство о государственной регистрации. В Саратове есть специалисты, еще с советских времен их учили и сейчас учат, которые могут работать с такими ядами.
Да, фосфид цинка стараются не применять в детских и медицинских учреждениях, в пищевых, но не потому, что он опасен, а потому, что это сильный яд в принципе. Иное вам скажет или тот, кто не разбирается, или же преследует какие-то собственные цели", - уверен дезинфектолог.
Он отметил, что от фосфида цинка гибнут, в основном, мыши, но не страдают дикие животные или птицы. В противном случае, люди нашли бы на Кумыске не "пару мертвых ежей", а множество их тушек, которые валялись бы повсюду.
"Фосфид цинка не дает вторичного отравления – если некое животное или птица съест отравившуюся им мышь, оно не отравится. Фосфид цинка не накапливается в теле мыши", - рассказал специалист.
По словам Сергея Рябова, можно надеяться, что детские лагеря на Кумысной поляне, а также в Татищевском районе, вскоре смогут принять детей.
"Уже сейчас ставится вопрос об открытии детских лагерей. Мы же провели дератизационные мероприятия. Число мышей очень серьезно снизилось… Численность мышей упала, кроме некоторых проблемных мест, почти до нуля. И это сделал фосфид цинка. Какое-то время, конечно, еще будут поступать заразившиеся в больницы, но это связано с тем, что ГЛПС имеет инкубационный период и сейчас могут попасть в больницы люди, которые заразились неделю или две назад.
У нас очень хороший прогноз, мы обработали почти всю Кумысную поляну. Детские лагеря, я думаю, будут открыты", - заявил господин Рябов.
"Что касается мышиных экскрементов и прочего. ГЛПС действительно передается воздушно-пылевым путем. Но для этого и мы проводим дезинфекцию территорий, в том числе в детских лагерях, после использования фосфида цинка", - добавил он.
Тем не менее, Сергей Рябов призвал жителей Саратова быть осторожными и воздержаться от посещения Кумысной поляны еще в течение месяца.
"Мы не всю же Саратовскую область обработали. Где-то могут сохраняться очаги. Осторожность, в любом случае, надо соблюдать. В лес я бы не рекомендовал ходить еще около месяца... Вам очень помогает жара. Вирус хранится всего 14-20 дней в воздушной среде", - резюмировал он.
Сергей Рябов также отметил высокий уровень профессионализма главы регионального управления Роспотребнадзора Ольги Кожановой, специалистов института "Микроб". Похвалил он и умение местных властей объединять силы в случае возникновения проблемы, требующей немедленного решения.
Напомним, теме летнего детского отдыха в условиях эпидемии ГЛПС посвящен один из сюжетов нового выпуска еженедельной информационно-аналитической программы "Взгляд с экрана".
Источник: www.vzsar.ru