Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Марсоход «Кьюриосити» на прошлой неделе зарегистрировал резкий рост концентрации метана в атмосфере, она достигла уровня 21 ppb (частей на миллиард) — это рекордное значение для миссии MSL и примерно в три-четыре раза выше всех прежних измерений. Об этом сообщается на сайте NASA, также эти сведения подтвердил N+1 один из российских ученых, участвующих в работе марсианского орбитального зонда TGO.
В настоящее время идут споры о природе марсианского метана. На Земле большую часть этого атмосферного газа производят археи, но существуют и другие источники метана — он может появиться в результате геохимических или фотохимических процессов, либо под воздействием космических лучей. Однако в атмосфере Марса продолжительность жизни молекул метана не превышает нескольких сотен лет, что требует постоянного источника его восполнения. Следовательно, если на Марсе есть метан, то он производится постоянно и, возможно, при участии живых организмов. Подробно о причинах, по которым метан может служить биомаркером, рассказывает наш материал «Есть ли коровы на Марсе».
Заместитель директора Института космических исследований РАН Олег Кораблев, который руководит работой спектрометра ACS на борту орбитального аппарата TGO, подтвердил, что в пятницу вечером он и его коллеги получили письмо от команды «Кьюриосити» с информацией о необычно высокой концентрации метана. Данные были получены на прошлой неделе с помощью лазерного спектрометра, который входит в состав приборного комплекса SAM (Sample Analysis at Mars) на борту марсохода.
Кораблев отметил, что такие измерения проводятся достаточно редко — на данный момент было получено всего несколько десятков измерений. До сих пор они давали значения от 0,25 до 0,64 ppb — близкие к пределу измерения прибора. Однако в нескольких случаях прибор фиксировал всплески — от 5 до 9 ppb. Однако, подчеркивает Кораблев, это происходило только тогда, когда прибор работал в «грубом» режиме, то есть в режиме непосредственных измерений состава пробы атмосферы. У этого прибора есть другой режим — с обогащением, то есть с удалением из пробы углекислого газа, что в 20-25 раз повышает точность измерений. В этом точном режиме концентрация метана никогда не превышала фоновых значений в несколько десятых ppb.
«Сейчас они собираются повторить измерения обоими способами — прямым измерением и с обогащением, так они будут делать в первый раз, и это будет интересный эксперимент над самим прибором, давно надо было это сделать», — сказал ученый. Он добавил, что за прошлую неделю спектрометр ACS на борту TGO провел девять измерений концентрации метана, но они пока еще не обработаны. Этот прибор имеет очень высокую чувствительность — порядка 10 ppt (частей на триллион). Если выброс метана в районе кратера Гейла действительно был, то ACS сможет зафиксировать его следы даже если газ сильно разойдется в атмосфере.
Ранее сообщалось, что TGO обновил глобальные ограничения на концентрацию метана в атмосфере Марса, которые составили 0,15 миллиардных долей объема. Кроме того, несколько месяцев назад данные с орбитального аппарата «Марс-Экспресс», собранные одновременно с марсоходом «Кьюриосити, подтвердили всплеск концентрации метана в кратере Гейл. Тогда анализ данных позволил выделить вероятные области выделения газа — они оказались расположены к югу, востоку, и северо-востоку от кратера. Данные с марсохода помогли также установить сезонные изменения концентрации метана в атмосфере Марса.