Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-06-10 10:28

Кто и зачем утопил наш «Мир»?

...Тот день я помню отрывками, как в кинохронике. Большой зал Центра управления полетами в Королеве. По черному экрану ползет желтая линия. Где-то в глубине здания оператор читает сводку: “Вошла в атмосферу над заданным районом…”

Линия замирает в центре экрана. Все.

Я отошел куда-то вглубь балкона, где стоял большой глобус, и уткнулся лицом пыльный угол. Не хотелось, чтобы коллеги видели навернувшиеся слезы.

Впрочем, у многих ребят, приехавших в тот день в ЦУП, глаза были на мокром месте...

Денег не хватило

Сейчас, спустя 15 лет, когда Международная космическая станция летает уже дольше «Мира» и никто не собирается ее топить (мало того, ее продолжают достраивать) все-таки хочется разобраться: а был ли шанс спасти, сохранить на орбите нашу национальную станцию? Я позвонил опытному космонавту, Герою России Александру Калери – именно он последним закрыл люк «Мира», словно прикрыл глаза уходящему в мир иной…

- Ох, сложно все, - вздохнул Александр Юрьевич. – Ты же помнишь, что в 1998 году было подписано постановление правительства о прекращении бюджетного финансирования «Мира». В том же году был запущен первый модуль МКС, готовился второй. Содержать две станции и Советскому Союзу было не под силу, что уж говорить в России в те годы?

Долг государства перед «Энергией» (ракетно-космическая корпорация, которая вела «Мир» - А.М.) и всей кооперацией был сумасшедший. Мы чудом справлялись с работами по поддержанию станции в рабочем состоянии. Все могло закончится на 27 экспедиции (в августе 1999-го Виктор Афанасьев, Сергей Авдеев и Жан-Пьер Эньере покинули станцию не оставив на борту смену – А.М.)

Новое правительство Примакова разрешило продолжить эксплуатацию «Мира». Но из внебюджетных источников. Была создана корпорация «Мир корп». Вот на деньги, которые ей удалось собрать, мы и полетели.

- Подожди, я помню, как в то время собирали чуть ли не по 50 рублей у пенсионеров так сказать «на «Мир»… Неужели этих денег хватило?

- Я не знаю всех деталей, но фактически наш полет был коммерческим. «Энергия» собрала все, что можно.

- Пытались даже, по-моему, финансировать станцию, предложив снимать одному западному телеканалу на ее борту телешоу вроде «За стеклом».

- Денег хватало в обрез. Станция старела, нужно было больше запчастей. А их не было. В 2000-ом году, когда мы прилетели, приходилось из двух устройств собирать одно, либо подбирали то, что лучше работало.

Справка «КП». 6 апреля 2000 году корабль "Союз ТМ-30" с космонавтами Сергем Залётиным и Александром Калери состыковался с «Миром». Что их ждет на борту было не очень понятно – станция летала в законсервированном режиме восемь месяцев. Экипаж рисковал гораздо больше, чем их коллеги, которые прилетали на обитаемую и обжитую станцию.

Интересно, что вместе с Залетиным и Калери в экипаж входил артист Владимир Стеклов. Он даже прошел необходимую подготовку в Звездном. На «Энергии» надеялись, что денег, которые продюсеры заплатят за съемки фильма на орбите, хватит на еще одну экспедицию. Но спонсоры (я вспоминаю, что режиссер Юрий Кара так их и не назвал) корпорацию кинули. За три недели до старта Стеклов был исключен из экипажа. Думаю, ему сильно повезло…

Александр Калери последним закрыл люк «Мира». Фото Бориса Кавашкина (ИТАР-ТАСС)

Александр Калери последним закрыл люк «Мира». Фото Бориса Кавашкина (ИТАР-ТАСС)

«Баки с водой обжигали ноги…»

- Саша, давай представим себе – а если бы нашлись деньги, «Мир» мог бы еще прожить на орбите?

- Думаю, еще какое-то время – мог. Мы, улетая, были уверены, что еще одна экспедиция прилетит.

- Объективно каково было состояние?

- Серьезное. Атмосфера утекала. После того, как в 1997-ом грузовой «Прогресс» повредил модуль «Спектр», тот герметично закрыли. Но поставили нужные датчики. Вот в одном гайка разболталась и воздух уходил. Мы место утечки нашли, поставили заглушку. Утекать перестало.

Были проблемы с системой обеспечения теплового режима (эта система в некоторых модулях обеспечивает отопление, а в некоторых – охлаждение – А.М.). В нее затекал воздух из атмосферы станции и останавливал насосы. Поэтому жидкость периодически нужно было сепарировать от воздуха. Мы это делали несколько раз.

Временами было жарко.

- З0 градусов? 35?

- Да где-то под 50. Я работал с системами в одних трусах потому что жарко было, как в бане. А когда я ногой касался ведер с конденсатом – они обжигали.

- И ты все равно считаешь, что на «Мире» можно было продолжать работать?

- Если бы постоянно присутствовал экипаж и вовремя ремонтировал системы… Даже, думаю, и научную программу можно было выполнять.

- Я слышал, что «Мир» пришлось топить еще и потому, что в такой атмосфере страшным образом мутировали и развились микроорганизмы. Они стали просто опасны для людей.

- Как сказать так… Нам мой взгляд, ничего особенного не было. Люди на станции жили и возвращались здоровыми.

- Здоровыми?!

- А то бы меня еще в два полета на МКС допустили бы. И Залетина - еще в один полет.

Думаю, история с микроорганизмами - это оправдание того, что случилось. За какое-то время до запуска первого модуля МКС генеральный конструктор «Энергии» Юрий Павлович Семенов предложил, чтобы орбиты «Мира» и МКС располагались в одной плоскости - как у «Салюта-7» и «Мира». Тогда можно было при необходимости перелететь на «Мир», забрать оттуда какое-то оборудование и привезти на МКС. Я же нашел на «Мире» в 2000-м оборудование, которое в 1986-м привезли с «Салюта-7»!

Но тогда продавили другое решение – чтобы такой перелет был невозможен. Кто - можешь догадываться.

 Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

- А чего догадываться? НАСА.

- Можно говорить, что они испугались микробов, а можно и по-другому рассуждать.

- То есть?

- А почему МКС пытались назвать «Альфой»?

- Ну это понятно – первая большая американская станция. Американская, а не международная.

- Я об этом, кстати, говорил с астронавтом Майклом Фоулом, когда мы с ним летали. От него как от командира экипажа требовали в разговорах с хьюстонским ЦУПом называть ее не ISS (МКС по-английски International Space Station), а «Альфа». Он вынужден был подчиниться. Но когда он с нашим ЦУПом разговаривал, то называл ее по-русски МКС.

Прощание

- Помнишь свой последний день на «Мире»?

- Знаешь, я вчера поднял свои записи за те дни и с удивлением обнаружил, что у меня было отвратительное настроение, какая-то непередаваемая, необъяснимая тоска накатила. И у Сереги было также. Мы лечились работой.

А потом у меня неожиданно состоялось личное прощание со станцией. В корабле я сидел в левом кресле. Передо мной иллюминатор. Когда уходили от «Мира», «Союз» стало чуть-чуть вести в сторону и он развернулся к станции левым боком. Я несколько минут как завороженный смотрел, как мы уходим. Навсегда. Я прощался с ней потому что понимал, что вижу ее в последний раз. Было очень грустно…

Голь на выдумки…

Свод с орбиты махины в 130 тонн (а это пять железнодорожных цистерн на минуточку, причем не собранных в цепочку, а торчащих как иголки из клубка) – это отдельная драматическая история.

- Главная трудность была в том, что топлива для затопления массивной станции у нас не хватало. Причем, примерно в два раза, - вспоминает Виктор Благов, тогда — заместитель руководителя полетом «Мира». - А нужно было, чтобы обломки не попали на судоходные пути и на заселенные острова в Тихом океане. Собрались несколько умных людей, спорили, ругались. В результате придумали, как проскочить в щелочку и с большой долей вероятности попасть с нужный район.

Решили ждать пока станция сама опустится как можно ниже и ее начнет тормозить сама атмосфера. Потом прицелиться и свалить вниз несколькими включениями двигателей пристыкованного к ней грузового «Прогресса».

А как проконтролировать заняла ли станция нужное положение?

- Ты только со стула не свались когда узнаешь, что придумали, - предупреждает Александр Калери. - У нас была навигационная компьютерная программа, которая моделировала движение станции и вид из телекамеры, направленной в сторону земли. Так вот в ЦУПе, когда сводили «Мир», около сменного руководителя полетом стоял компьютер, на котором была запущена эта программа. Он на одном экране видел каким должен быть вид, а на другом – то, что в это время показывала телекамера на борту. Он сравнивал изображение модели с реальностью. Если они приблизительно совпадали, принимали решение на включение двигателей. Вот так все три включения и проехали.

Станция вошла в атмосферу как раз над Фиджи

Станция вошла в атмосферу как раз над Фиджи

В общем, «Мир» свели с орбиты даже чуть раньше, чем планировали.

- Трасса проходила над Фиджи. Туда прилетели журналисты, туристы. Было два самолета, которые вылетели с островов с тем, чтобы посмотреть с высоты феерическое зрелище — как на фоне ночного неба будут падать горящие обломки станции, - рассказывает Благов. - Они вылетели к расчетной точке и летали в ожидании чуть сбоку. Но так как импульс был более мощный, чем раньше рассчитывали, станция вошла в атмосферу как раз над Фиджи. И те, кто не улетел на самолетах, сделали яркие красивые снимки и потом продавали им тем, кто оказался в тех двух самолетах и ничего не увидел.

РЕКОРДЫ «МИРА»

Гости станции: перебежчик...

В советское время власти катали на орбитальные станции космонавтов из дружественных стран, превращая их в местных Гагариных. Космонавты соцстран летали на станции «Салют». А на «Мир» первым из иностранцев полетел сирийский летчик Мухаммед Ахмед Фарис. Было это в 1987 году. По окончании недельного полета он стал Героем Советского Союза.

В 2012 году генерал ВВС Сирии Мухаммед Ахмед Фарис бежал в Турцию и присоединился к оппозиции, поддержав Свободную армию Сирии.

...фермер...

В 1990 году состоялся первый коммерческий полет. Японская телекомпания TBS заплатила 25 млн. долларов за полет своего журналиста (сумасшедшие деньги - первый космический турист Деннис Тито заплатил почти такую же сумму, только было это спустя 12 лет и летал он на МКС). Тоехиро Акияма (прозвище - Окаянный) вел с борта станции репортажи. Но, говорят, снимали за него сюжеты советские космонавты - японец очень плохо переносил невесомость. Вскоре после возвращения он ушел с телевидения и организовал ферму по выращиванию риса и грибов в префектуре Фукусима. В апреле 2011 года после землетрясения и аварии на АЭС «Фукусима-1» бросил свою ферму.

В 1989 году состоялся первый коммерческий полет. Японская телекомпания TBS заплатила 25 млн. долларов за полет своего журналиста. Фото: ТАСС

В 1989 году состоялся первый коммерческий полет. Японская телекомпания TBS заплатила 25 млн. долларов за полет своего журналиста.Фото: ТАСС

...специалист по шоколаду

Зато инженер-технолог шоколадной компании Mars англичанка Хелен Шарман слетала в 1991 году на «Мир» на халяву. Для укрепления дружеских отношения с Великобританией Михаил Горбачев сначала согласился провести конкурс в туманном Альбионе, победитель которого получал право полететь на «Мир». А потом по просьбе Маргарет Тэтчер отказался брать плату с Великобритании за космический полет.

Справедливости ради отметим: англичане не считают Хелен Шарман своим первым космонавтом (до этого представители этой страны в космос не летали). Официально первым британским космонавтом считается Тимоти Пик, который только недавно улетел на МКС и сейчас работает на ее борту.

Гагарин из Казахстана

Кстати, получить своего Гагарина в то время задумали и казахи: Байконур-то на их территории. В 1990 году Нурсултан Назарбаев настоял на том, что на «Мир» должен полететь представитель его страны. Но казахов, готовящихся к полету, в Центре подготовки космонавтов не было. Тогда решили, что полетит Герой Советского Союза летчик-испытатель Токтар Аубакиров (он участвовал в испытаниях МиГ-29).

Аубакирова даже не зачислили в отряд космонавтов. Он полетел в космос в октябре 1991 года и стал последним, 72-м, космонавтом СССР. «Эксперименты», которые он проводил на «Мире», заключались в поиске с помощью бинокля своего аула.

После полета Аубакиров стал казахским генералом и получил знак «Летчик-космонавт Казахстана № 1».

Рекорд по ЧП

Самым аварийным был полет Василия Циблиева и Александра Лазуткина в 1997 году. Сначала - чуть ли не в самые первые дни их прилета на станцию - загорелась шашка, которая вырабатывает кислород. Полыхнуло пламя. Огонь удалось сбить. Но станцию заволокло дымом. Почти сутки экипаж спасался в дальних уголках «Мира», надев респираторы.

Затем вышла из строя система терморегуляции. В атмосферу попали пары этиленгликоля. Температура поднималась до +30 и выше. У экипажа слезились глаза, чесались руки. Почти месяц шел ремонт системы.

А позже грузовой корабль «Прогресс М-34» пробил модуль «Спектр». Произошла разгерметизация. У экипажа было чуть больше 10 минут, чтобы попытаться спасти станцию или спастись самим. Космонавты смогли загерметизировать поврежденный модуль и спасли «Мир».

Дела семейные

На «Мире» работали две супружеские пары: Валерий Рюмин - Елена Кондакова и французы Жан-Пьер Эньере - Клоди Деэ. Но поочередно - на самой станции супруги не встречались.

Долгожители

Врач Института медико-биологических проблем Валерий Поляков проработал на «Мире» 437 суток - с января 1994-го по март 1995-го. Поэтому знающие люди довольно спокойно отнеслись к годовому полету Скотта Келли и Михаила Корниенко, который недавно завершился. Мы 20 лет назад проводили более крутой эксперимент.

Кстати, в 1996 году американка Шеннон Люсид прожила на «Мире» 188 суток и поставила женский рекорд по пребыванию на орбите.

Пока летал, не стало СССР

Космонавт Сергей Крикалев - единственный, кто награжден и Звездой Героя Советского Союза, и Героя России. Во время второго своего полета на «Мир» в мае 1991-го он улетел из СССР, а приземлился через десять месяцев, в марте 1992 года, уже на территории независимого Казахстана. Потом Сергей Крикалев и Юрий Гидзенко оказались первыми космонавтами, которые обживали МКС (третьим в экипаже был астронавт Билл Шепард).

В качестве простого космонавта на «Мир» слетал секретарь Совета обороны Российской Федерации Юрий Батурин. Правда, когда Батурин доложил о своих планах начальству, Борис Ельцин уволил его с влиятельного поста. Но все же... В апреле 1998 года Юрий Батурин был зачислен в отряд космонавтов ЦПК, а уже в августе отправился в полет. Правда, надо отдать должное: после окончания МФТИ в 1973 году Юрий Михайлович почти семь лет проработал в ракетно-космической корпорации «Энергия».

СРАВНИ


Источник: www.kp.ru