Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Айсберг – это массивная глыба пресного льда материкового происхождения, выступающая над уровнем моря более чем на 5 метров.
Айсберги образуются из выводных, покровных ледников или шельфовых льдов в Арктике и Антарктике. Лёд, из которого состоит айсберг, формировался тысячи лет на материке, сотни лет двигался к морю и, наконец, он откалывается и становится свободным от материка. Но свобода эта даётся дорогой ценой: с момента образования айсберга начинается и его разрушение.
Молодые айсберги имеют белый цвет, по мере его старения они голубеют или зеленеют, так как воздух частично заменяется каплями воды. Некоторые айсберги даже полосатые: голубые прожилки – это замёрзшая вода, попавшая в трещины ледника, а серые – это пепел, выброшенный древним вулканом.
Красота айсбергов безмолвна, но отнюдь не тиха. Когда айсберг тает [а он тает всегда], он шипит – высвобождаются частички воздуха. А, когда ветер задувает в расщелины айсберга, раздаётся страшный гул.
Айсберги – большие любители путешествий! Зафиксирован случай, когда айсберг проплыл более 4000 км только для того, чтобы полюбоваться Бермудскими островами. При этом средняя скорость айсберга – 1 км/час.
Айсберг может дрейфовать с течением, может сидеть на мели или идти по ветру, при этом надводная часть айсберга работает как парус. Бывали случаи, когда айсберги шли против течения или внезапно поворачивали – это объясняется действием подводных глубинных противотечений на подводную часть айсберга. Из-за таяния и разрушения центр тяжести айсберга постоянно смещается и айсберги с шумом и брызгами разламываются и переворачиваются. За время своего плавания айсберги переворачиваются много раз.
Встреча с айсбергом не всегда радостный сюрприз. Лёд в айсбергах на 10% прочнее сухого бетона, а из-за эрозии у айсберга может сформироваться подводный ледяной выступ [таран], почти невидимый человеческому глазу. 70–90% объёма айсберга обычно находится под водой – и в этом кроется их опасная сущность. Айсберги опасны не только для судов, но и для сооружений: платформ, мостов, портов. У ледоисследователей даже есть специальное направление – ice management – защита сооружений ото льда.
Айсберги могут достигать высоты больше 70 метров [и это только надводная часть], а длины – более 100 километров. Размеры айсбергов в северных приполярных регионах меньше, чем в южных. И размер имеет значение, ведь маленькие айсберги, в отличие от больших, практически невозможно запеленговать радарами, что делает их очень опасными для судов.
По форме выделяют пирамидальные, столообразные, куполообразные, блокообразные, наклонные, остроконечные айсберги. Из-за разрушения, вызванного действием воды, у некоторых айсбергов формируется U-образная выемка на уровне воды с двумя колоннами или шпилями – тогда их называют докообразными, или двойниками. Айсберги в стадии разрушения имеют гладкие очертания – тогда их называют окатанными.
У больших айсбергов-долгожителей есть имена. Отколовшийся от шельфового ледника Росса айсберг B15 впервые был замечен в 2000 году, тогда его площадь составляла 11 000 км?. Его тающие осколки до сих пор курсируют по водам океана.
Все встреченные судном айсберги фиксируются, а пространство без морского льда, но с большим количеством айсбергов, романтично называют «айсберговые воды».
В айсбергах находится самая чистая и пресная вода на Земле. Существуют проекты по транспортировке айсбергов в засушливые районы планеты, но на их осуществление потребуются огромные затраты.
А теперь главный вопрос. Почему айсберги не тонут?
Плотность айсберга примерно на 10% ниже плотности морской воды, поэтому он и держится на поверхности.