Госсекретарь США Майк Помпео на заседании Арктического совета в Финляндии заявил, что Соединенные Штаты намерены усилить свое присутствие в Арктике, чтобы противостоять агрессивному поведению России и Китая.
В тот же день Помпео встречался с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, но говорили ли они об Арктике, неясно. На заседании совета Лавров заявил, что в Арктическом регионе поводов для конфликтов нет, а экономическую деятельность надо осуществлять, исходя из интересов коренных жителей регионов и заботы об экологии
В Арктический совет входят Россия, Канада, США, Финляндия, Норвегия, Дания, Исландия и Швеция. Еще двенадцать стран, среди них Китай, Япония и Южная Корея, присутствуют в статусе наблюдателей. Ведущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона заинтересованы в еще одной транспортной магистрали – Северном морском пути, который до сих пор фактически контролировала Россия, а раньше – Советский Союз.
"Северный клевер" и учения во льдах
Российская арктическая военная база "Северный клевер" на острове Котельный – первый военный городок замкнутого цикла, где все системы жизнеобеспечения связаны между собой. Ещё один похожий объект – военную базу "Арктический трилистник" на острове Земля Александры – достроили к визиту президента Владимира Путина в 2017 году.
Всего к 2020 году Россия собирается достроить или доукомплектовать в Арктике шесть военных баз. О ходе их развертывания министр обороны России Сергей Шойгу отчитывался ещё в конце 2017 года: "Всего в Арктике, на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта за пять лет возведено 425 объектов общей площадью 700 тысяч квадратных метров. В них размещено более одной тысячи военнослужащих, а также специальное вооружение и техника".
В эфире государственных телеканалов эти объекты иногда называют сверхсекретными, но Министерство обороны России регулярно отчитывается об учениях в Арктике: стрельбах боевого ракетного комплекса "Бастион", стрельбах экипажа противолодочного корабля "Североморск", тренировках среди снега и льда десантников из Ивановской и Псковской областей. Учебу на севере периодически проходит и личный состав внутренних войск Росгвардии.
Северный морской путь под контролем России
"Российская власть уверена, что в связи с потеплением Северного Ледовитого океана откроется возможность эксплуатации подводного дна и получения гигантских энергоресурсов, а также появится возможность использовать Северный морской путь таким образом, чтобы зарабатывать гигантские деньги", – говорит об интересах России в Арктике военный обозреватель Александр Гольц.
Усиление военного присутствия в Арктике происходит параллельно с освоением Россией месторождений: по информации геологической службы США, в Арктике находится 30% мировых запасов газа и 13% – нефти.
В 2015 году Россия подала заявку на расширение границ своего континентального шельфа в Арктике на миллион и двести тысяч квадратных километров. В начале апреля 2019 года эта заявку одобрила профильная комиссия ООН.
В марте в России заявили о создании правил прохода по Северному морскому пути, ранее открытому для международного судоходства. Россия хочет, чтобы иностранные корабли уведомляли о своем проходе за 45 суток. В Минобороны России заявили, что Москва оставит за собой право на арест или даже уничтожение того, кого сочтет нарушителем.
Александр Гольц сравнивает притязания России с ситуацией в Керченском проливе: "Для России характерно устанавливать свои правила, которые по меньшей мере трактуют в ее пользу правила международного судоходства, и потом наказывать других за несоблюдение этих правил. Соединенные Штаты несколько раз заявляли, что они будут отстаивать свободу судоходства. Это чревато конфликтами".
В США заявили об обеспокоенности претензиями России на Северный морской путь.
Кроме России и США, к Арктике проявляют интерес Китай и Япония, называющие Северный Ледовитый океан "Шёлковым путём по льду", а также Дания, Канада и Норвегия, в водах которой уже проводились совместные учения НАТО по работе в Арктике.
"Приготовились к большой войне за Арктику"
На вопросы о военных и экономических интересах России в Арктике в эфире Настоящего Времени ответил военный обозреватель Павел Фельгенгауэр.
— Зачем России военные базы в Арктике?
— Когда утверждалась программа перевооружения, десять лет назад еще, решили, что Арктика — это будущее человечества. Там огромные запасы углеводородов различных. Будущее России, будущее человечества, новый Персидский залив. И что другие страны мира где-то в 2020-х годах могут напасть, отнять у нас наши ресурсы. Поэтому надо в Арктику вкладывать деньги на обустройство военных баз, чтобы Арктику защитить, [продемонстрировать], что Арктика наша, что мы будем ее держать под контролем.
Сейчас [военная] группировка в Арктике превосходит советскую многократно — и качественно, и количественно. Приготовились к большой войне за Арктику, предполагая, что у нас ее захочет кто-то отнять.
— Насколько высока вероятность военного столкновения США и России в Арктике?
— Очень высока. Даже в этом году может случиться. Но может не случиться. Как говорится в анекдоте, 50 на 50.
Потому что — это было официально объявлено, — в самое ближайшее время будут приняты законы, которые запретят проход в Арктику иностранным военным кораблям без разрешения.
Вне зависимости от того, это территориальные воды России или не территориальные, американцы считают, что в открытом море нет территориальных вод — это 12-мильная зона и свобода мореплавания. Наши считают, что нет там свободы мореплавания, что вся Арктика наша, мы ее объявим своим внутренним морем. Примерно как в Керченском проливе, могут быть такие же стычки с американцами.
Вообще, по плану обороны, на основании которого принимались эти решения, денег в эквиваленте (в моем примерном подсчете) будет около одного триллиона долларов истрачено на то, чтобы подготовиться к этой будущей войне.
Так сказано было в оценке угроз, которые частично публиковались, об этом говорил начальник Генштаба Герасимов на выступлениях публичных, было пара интервью Николая Патрушева об этом — о будущих так называемых ресурсных войнах. Что в 2020-е годы будет жуткий мировой ресурсный кризис, и начнется либо ядерная мировая война, либо серия крупных региональных войн — война в Арктике, или война в Азии, или в Европе. И мы должны были потратить этот 1 трлн долларов, где-то за 10 лет, чтобы подготовиться к этой войне.
Сейчас наступают 2020-е годы, то есть по плану должна начаться эта большая война. Люди, которые сейчас продолжают руководить, — это те же самые Шойгу и Герасимов, которые в январе 2013 года принесли Путину на подпись этот план обороны. Они вряд ли придут теперь к Путину и скажут, что вышла ошибка, вроде никакой такой уж страшной угрозы нет и мы зря потратили триллион долларов непонятно на что. Поэтому это то, что называется на Западе "самовыполняемое пророчество": сказано, что будет война в 2020-е годы, — значит, будет.
Арктика — одна из точек, где эта большая война может начаться. Она может начаться и в Балтике, и в Черном море, и в Венесуэле, и в Сирии, и вообще, много есть других мест. Но Арктика — одно из тех мест, где может случиться прямая американо-российская военная стычка.