Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-05-25 10:09

Лунный город

археологические раскопки 2018

Фото: Ira Block/news.nationalgeographic.com

Каждые 18,6 лет над иллинойскими равнинами восходит редкая полная луна и озаряет неярким светом древние достопримечательности, которым уже тысяча лет. Когда она достигает самого северного положения на небосклоне, то практически идеально совпадает с одной земляной пирамидой с усеченной вершиной, тремя параллельными рядами небольших круглых курганов (маундов) и с местом, где приблизительно в 1100 году была ритуально захоронена одна молодая женщина.

Эти курганы, расположенные в штате Иллинойс, известны ныне под названием маунд Эмеральд (англ. «изумруд»). Недавние раскопки помогли определить, что они расположены в одном из мест на окраинах древнего города Кахокии, где прослеживается четкая лунная ориентация. Для некоторых археологов эта находка дала повод предположить, что главный доисторический город Северной Америки, должно быть, был (а может и изначально задумывался) центром лунного культа.

Эмеральд
Маунд Эмеральд

Археолог Тимоти Покетат (Timothy R. Pauketat) отмечает:

У нас есть доказательства в виде привозной керамики, что люди по пути в Кахокию приходили по большой дороге к Эмеральду и другим рядом расположенным городищам. Религиозные храмы и курганы, совпадающие с этими редкими лунными восходами, привели нас к мысли, что тысячи людей приходили сюда, чтобы почтить луну и других божеств во время церемониальных сборищ.

На пике расцвета Кахокия была самым крупным североамериканским поселением. Городской комплекс из около 200 земляных маундов и пирамид занял обширную территорию в месте слиянии рек Миссисипи и Миссури, сейчас находится недалеко от современного города Сент-Луис. Тысячу лет назад он был местом соединения культур и предшествовал распространившемуся по всей местности новому укладу жизни. «Кахокия был уникальным местом с уникальной историей, изменившей жизни других жителей среднего Запада», — отмечает Тимоти Покетат. До резкого роста Кахокии около 1050 года в этой местности в основном встречались лишь небольшие деревушки.

Эмеральд

Несмотря на десятилетия исследований городища, для археологов до сих пор остается загадкой его резкий рост и такой же стремительный коллапс. На некоторые из вопросов, наверное, никогда не будет ответов, так как более трети кахокийских земляных пирамид стали жертвой бурного роста Сент-Луиса.

Комплекс Эмеральд, находящийся в 25 километрах от Кахокии, состоял из большого кургана, ныне заросшего деревьями, и меньших по размеру курганов и храмов, которых больше нет.

Эмеральд

Долгое время Кахокия считалась гомогенетическим поселением, но недавние исследования показали, что многие его жители были пришлыми. По всей видимости, это был культурный «плавильный котел», похожий в этом плане на современные города.

Томас Эмерсон (Thomas E. Emerson) из Университета штата Иллинойс говорит:

Кахокия не могла испытать такой быстрый прирост по естественным причинам. Как и другие ранние центры во всем мире, город рос за счет иммиграции, и большая часть населения Кахокии состояла из пришлого народа. Миграции, вероятно, способствовали появлению нового образа жизни, новых политических и социальных моделей и, возможно, даже новых религиозных верований. Исследователям до сих пор неизвестно откуда прибыли все эти иммигранты.

Ученый также подчеркивает, что доказательства этого сохранились в эмали человеческих останков, которые находили на протяжении многих лет в различных частях Кахокии.

В естественных условиях в разных местах в почве встречается различное соотношение изотопов стронция, что в свою очередь является маркером у местной воды, растений и животных. У человека же, как потребителя той же воды, растений и мяса животных, это соотношение можно выявить в зубах и костях. Различное соотношение изотопов указало на то, что треть умерших в Кахокии людей рождались в других местах.

Раскопки храма маунда Эмеральд в 2012 году выявили, что пол святилища был покрыт желтой глиной. Вполне возможно, что желтый цвет должен был напоминать неяркий свет луны. В ямах под полом храма археологи нашли керамику с юга штатов Индиана и Миссури. Это позволяет предположить, что люди, возможно, приезжавшие в Кахокию, проделывали долгий путь для участия в церемониях ритуального центра.

Кахокия

Что же так привлекало мигрантов в Кахокию? Плодородная почва региона была идеальной для ведения сельского хозяйства. Традиционные представления гласят: когда разбросанные по долине реки Миссисипи небольшие деревни становились больше и все сильнее зависели от сельского хозяйства, то их вожди сконцентрировали политическую и экономическую власть в Кахокии, который вырос в огромный город из 30 тысяч жителей. В наши дни, благодаря раскопкам археологов Тимоти Покетата и Сюзан Альт, которые были проведены к востоку от Кахокии (это место считалось небольшим и расположенным на периферии), ученые обнаружили удивительные доказательства того, что ключевую роль в росте города и, возможно, его основании могла сыграть религия.

Рядом с маундом Эмеральд были найдены следы нескольких небольших храмов и все они сориентированы на события, связанные с движением луны. При этом схожее расположение обнаружено в соседнем маундовом комплексе Пфейффер. У найденных небольших храмов был земляной пол, который в ритуальных целях периодически покрывали толстым слоем желтой глины. Под полом в углублениях были найдены подношения из сожженных тканей, плетеных изделий и большого количества керамики, в том числе с юга штата Индианы и Миссури.

Исследования показывают, что люди явно приходили сюда из отдаленных мест. Ключевое расположение храмов говорит об их важности — их возводили, перестраивали, церемониально закрывали, заново открывали и использовали для специальных подношений.

В комплексе Эмеральд на естественной гряде располагается главный храм (или акрополь) и на нем видны следы частичной реконструкции, в результате чего линия от него до горизонта ещё лучше совпадала с самой северной точкой восхождения луны во время своего 18,6-летнего цикла движения.

Археолог Тимоти Покетат отмечает:

Сам акрополь сориентирован на самую северную точку восхождения луны на небосклон. По всей видимости строители специально придерживались 53-градусного отклонения от оси север-юг, а затем расширили курган и построили на нем церемониальные строения и временное жилье. Большое количество сориентированных на тот же угол строений и земляных форм не может быть просто совпадением. Эмеральд был местом, где сами люди подстраивали себя под движение космоса и особенно луны.

В Кахокии и окрестностях были найдены небольшие вырезанные из красного камня статуэтки женщин, появляющихся из корзины с костями древних предков и женщин с тыквой и кукурузой, растущей прямо из их рук. Ученые считают, что эти фигурки изображают божества плодородия и указывают на связь луны с этими божествами, ночью и подземным миром.

Кахокия

По мнению ученых, сравнительно малое количество орудий труда и предметов быта в маундовом комплексе Эмеральд указывает на то, что он был местом поклонения с небольшим количеством постоянно проживающих здесь людей и намного большим кратковременным наплывом паломников, прибывавших сюда для почитания луны. Ученые отыскали следы мощёной дороги шириной свыше 45 метров, с обеих сторон которой были канавки. Эмеральд авеню, как быстро прозвали эту дорогу, вела в центр с юго-востока, а затем поворачивала на запад, на Кахокию.

Исследователи отмечают, что комплекс Эмеральд был построен и активно использовался в религиозных целях еще до 1050 года и мог сыграть важную роль в основании города Кахокия.

В центре Кахокии также отмечается связь с астрономическими явлениями. В центре Кахокии археологи раскопали останки 53 женщин, похороненных в соответствии с ещё одним лунным событием – восходом луны в самой южной точке 18,6-летнего цикла движения по небосклону — 130 градусов от севера. По ряду версий курганы, жилища, храмы и площади самой Кахокии отражают солнечные циклы. Весь город был выстроен как по сетке с отклонением в 5 градусов от севера. Это направление полностью совпадает с точкой восхода солнца на следующий день после осеннего равноденствия — дня, который, вероятно, отмечался фестивалем сбора урожая.

Была обнаружена приподнятая церемониальная дорога шириной около 18 метров и длиной 800 метров, которую назвали «Дорога гремучей змеи». Она также была построена с отклонением в 5 градусов и берет начало на главной площади, проходит по центру города и ведет к двум самым крупным погребальным курганам.

Эмеральд
Маунд Эмеральд

Где и как кахокийцы приобрели свои познания об этом сложном лунном цикле — пока ещё непонятно. Однако, ученые считают, что поклонение луне может корнями уходить в традиции Хоупвелл – ряд культур, процветавших на Северо-Востоке и среднем Западе с 200 до 500 годов до нашей эры. Одной из самых известных земляных строений Хоупвелла является 50-акровый восьмиугольник, находящийся недалеко от Ньюарка (штат Оагйо). И, по всей видимости, это строение было ничем иным, как тщательно спланированной лунной обсерваторией, ориентированной на тот самый 18,6-летний цикл, который археологи узрели в комплексе Эмеральд.

Уильям Ф. Ромейн, исследователь из центра «Newark Earthworks Center» Университета штата Огайо отмечает:

Экспрессию лунного сознания, которую мы видим в Эмеральде, а также связь этого с нижним миром, женским началом и плодородием, мы также встречаем у традиции Хоупвелл и во многих других местах до и после Кахокии.

Когда общества стали сильно зависимыми от сельского хозяйства, лунный цикл служил для определения времени возделывания растений, сбора урожая и других важных событий. По всей видимости, знания передавались от поколения к поколению. Ориентирование по движению луны в этих городищах не было просто намеренным, оно повторяется на большой территории в разное время.

Кахокия процветала по большей части из-за того, что её вожди сочетали свои астрономические знания с ритуалами, похоронными обрядами, архитектурой и иконографией, делая явный уклон на символы женской плодовитости, связанной с луной, что вылилось в единую религию. Это позволило совершенно разным людям, пришедшим из многих крестьянских деревень среднего Запада, сформировать уникальный для своего времени комплекс.

Кахокия

У кахокийского лунного культа похоже была и «миссия» — распространение влияния данного культа. В 800 километрах от Кахокии, вверх по реке в штате Висконсин находится Тремпеле (Trempealeau), архитектура которого, а также найденные в местном комплексе платформ артефакты, являются примером кахокийской культуры. Здесь, как и в комплексе Эмеральд тоже была ориентация по лунному циклу.

Археолог Сюзан Альт утверждает:

Мы думаем, что религия создала Кахокию и она стала неотъемлемой частью всего, что люди делали и о чем думали, и все здесь так смешалось и запуталось в повседневной жизни, что фактически все стало религией. Эта миссисипская религия, берущая начало в Эмеральде и Кахокии, была новым образом жизни.

Был выдвинут ряд предположений по поводу «коллапса» Кахокии. Результаты анализа осадков озера, расположенного недалеко от городища, указывают на то, что когда Кахокия была на пике своего развития, произошло большое наводнение. Даже если упадок городища произошел и не из-за наводнения, то свою лепту в него могли внести пожары.

При проведении археологических раскопок в восточном Сент-Луисе до начала проекта строительства связующего моста между Иллинойсом и Миссури были найдены свидетельства произошедшего здесь разрушительного пожара. Сожженную территорию уже не стали заново застраивать. Исследователи не знают, был ли пожар вызван вследствие несчастного случая, по естественным причинам, из-за акта агрессии или вследствие какого-либо очистительного ритуала, но им точно известно, что в последующие годы Кахокия уже испытывала упадок.

Кахокия

Объясняют кризис Кахокии и похолоданием, пришедшим на смену теплому климату средних веков. Жители потеряли возможность выращивать теплолюбивые кукурузу, бобы и тыкву, привезенные с юга. Другой сценарий говорит об экологическом суициде: кахокийцы убили слишком много животных и вырубили все окрестные леса, в результате чего местная экосистема лишилась возможности поддерживать такое большое население.

Есть гипотеза, что древний индейский мегаполис погубили иммигранты, а точнее — их неспособность найти общий язык между собой.

К 1400 году эффект от городского культа луны или же того, что когда-то связывало людей вместе, прошел и был полностью заброшен. Кахокия не оставила почти никаких следов на этнической карте США. В отличие от индейцев майя, кахокийцы не смогли создать свою нацию.

Использованы материалы статьи Майка Тонера с сайта indiansworld.org


Источник: mirtayn.ru