Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-05-05 20:16

История спора о Кенневикском человеке

В 2016 году в США была поставлена точка в многолетнем конфликте между необычными противниками: инженерными войсками США и коалицией пяти индейских племен с одной стороны и группой археологов с другой. Речь идет о Кенневикском человеке: останках мужчины, умершего примерно девять тысяч лет назад. Его скелет был обнаружен в 1996 году, и с этого момента археологи и антропологи его изучают, а индейцы и инженеры требуют его погребения по индейским обычаям. В 2015 году анализ ДНК Кенневикского человека указал на его родство с современными индейцами северо-запада США. Еще год потребовался на согласование формальных вопросов относительно дальнейшей судьбы скелета. 28 апреля 2016 года представители Инженерных войск заявили, что Кенневикского человека предадут земле, и он перестанет быть музейным экспонатом.

Chip Clark, Smithsonian Institution
Chip Clark, Smithsonian Institution

Выведение объекта из музейного и научного обихода – довольно редкая ситуация, если речь не идет о войнах, землетрясениях и других форс-мажорных обстоятельствах. И как раз казус Кенневикского человека – интересный и важный пример взаимодействия науки, права и этики. Больше того, он до определенной степени показывает, какую эволюцию проделали дисциплины о человеке – антропология и особенно археология: как они «расчеловечились» и эволюционировали в сторону естественных наук, и как маятник качнулся обратно, и началась новая гуманизация.

***

Скелет Кенневикского человека состоит из 300 костей и костных фрагментов.  Chip Clark, Smithsonian Institution
Скелет Кенневикского человека состоит из 300 костей и костных фрагментов. Chip Clark, Smithsonian Institution

Новейшая история Кенневикского человека началась летом 1996 года, когда два молодых человека отправились посмотреть гонки гидропланов Tri-City Follies на реке Колумбия у города Кенневик на юге штата Вашингтон. В поисках удобного места для наблюдений Уилл Томас и Дейв Диси отправились вброд вдоль берега. Выбираясь на небольшой уступ, Томас увидел в воде необычный камень. При ближайшем рассмотрении камень оказался человеческим черепом без нижней челюсти. Рядом обнаружилось несколько человеческих костей. Дождавшись окончания гонок, Томас и Диси положили находки в ведро с водой и отправились в полицию. Вместе с полицейскими, а также с местным судебным медиком по имени Флойд Джонсон молодые люди вернулись на место, где они обнаружили останки. В течение считанных часов со дна Колумбии был поднят довольно хорошо сохранившийся скелет взрослого человека.

Уже на следующий день Джонсон пришел к выводу, что останкам несколько десятков лет, возможно сто и больше. Медик связался с местным антропологом Джоном Чаттерсом, они вместе еще раз обследовали дно реки и достали еще несколько костей. После первичного осмотра стало ясно, что найдены останки мужчины 40-55 лет, с нехарактерно для современного человека сточенными зубами и с обломком каменного, вероятно, копейного, наконечника в подвздошной кости. Череп по форме был скорее европеоидный, чем индейский: узкоскулый, с выступающей верхней челюстью. Чаттерс и Джонсон предположили, что перед ними – останки кого-то из первых европейских поселенцев, раненного местными воинами.

Компьютерная томография скелета из Кенневика обнаружила удивительную вещь: копейный наконечник очень напоминал листовидный каскадский наконечник (Cascade point), характерный для древнекордильерской культуры (Old Cordilleran Culture). Эта палеолитическая культура была распространена 5-10 тысяч лет назад от Аляски до северной Калифорнии. Маловероятно, что в начале XIX века, когда в регион пришли первые белые поселенцы, местные индейцы специально откуда-то достали исключительно древний наконечник и ранили им пришельца. Значит, решил Чаттерс, пора датировать скелет, и отправил фрагмент одной из костей в лабораторию радиоуглеродного анализа в университет Калифорнии в Риверсайде. Через три недели оттуда пришел ответ: возраст останков – 9200 – 9500 лет.

Это была бомба, и она взорвалась мгновенно, разлетевшись на ряд спекулятивных теорий. Может быть, было две волны переселенцев из Евразии – сначала европеоиды, а потом монголоиды? Может, они воевали между собой, и монголоиды уничтожили европеоидов? А, может, все было не так, и современные индейцы происходят от обеих волн миграции?1 Джон Чаттерс сдержанно прокомментировал шквал газетных статей так: «Будто золото нашли: все нормальные люди внезапно с ума посходили».

Chip Clark, Smithsonian Institution
Chip Clark, Smithsonian Institution

После публикации возраста Кенневикского человека (так его стали называть в прессе) археологи были единодушны: со дна Колумбии поднята уникальная находка, требующая максимально полного, разностороннего и глубокого изучения. Но дело приняло неожиданный оборот. Дело в том, что берег Колумбии, где Томас и Диси увидели скелет, принадлежит Северо-Западной группе инженерных войск США, так что Кенневикский человек находится в юрисдикции военных инженеров. Инженеры, действуя в соответствии с принятым в 1990 году законом о защите погребений коренного населения и репатриации останков (NAGPRA, Native American Graves Protection and Repatriation Act), связались с конфедерацией пяти местных племен – уматилла, якима, колвилль, ванапум и нес-перс – и пообещали в течение месяца вернуть останки Кенневикского человека для перезахоронения. Разразился скандал: индейцы требовали уважения к покойнику, которого стали называть Древним (the Ancient One), а ученые просили дать им изучить скелет. По сведениям газеты The Washington Post, Белый дом принял сторону индейцев и дал указания командованию инженерных войск не пускать археологов к Кенневикскому человеку. Инженеры изъяли скелет у Джона Чаттерса и положили кости в сейф.

Восемь археологов тут же подали иск против правительства США и инженерных войск (дело Боннихсен против США), требуя разрешить изучение скелета. На рассмотрение дела суду потребовалось шесть лет. В сущности, суду нужно было выяснить, считать Кенневикского человека индейцем или нет. В итоговом вердикте говорится, что нет ни одного веского аргумента в пользу индейского происхождения находки: например, доказательства кровного родства. Представитель уматилла заявлял, что устные предания его соплеменников охватывают период в десять тысяч лет, и поэтому могут служить аргументом. Но суд счел, что это – слишком отдаленное прошлое, и доказательство не принял.

После решения апелляционного суда в пользу ученых в 2004 году Кенневикского человека изучали всесторонне на протяжении десяти лет2, но только в 2015 году стали известны результаты исследования ДНК Древнего. Анализом занималась группа генетиков из университета Копенгагена во главе с Эске Виллеслевом (среди его громких проектов – анализ ДНК ребенка, найденного на палеолитической стоянке Мальта). Виллеслев опубликовал свои результаты в журнале Nature. Его выводы: Кенневикский человек находится в родстве с современными индейцами северо-запада США, ближе всего он к племени колвилль. Таким образом, в 2015 году у племенной коалиции появилась возможность истребовать останки для захоронения, что они и не преминули сделать. Тем временем выводы Виллеслева были подтверждены независимой экспертизой, проведенной в университете Чикаго. После появления второго экспертного мнения в апреле 2016 года представители инженерных войск и заявили о готовности передать скелет индейцам. Юридическое оформление процедуры продлится, по крайней мере, до февраля 2017 года. Останки в настоящее время хранятся в Сиэтле, в естественнонаучном музее Берка.

В истории с Кенневикским человеком много неясного. Так, через два года после находки скелета инженерные войска насыпали сто с лишним тонн грунта на место, где были найдены останки, так что их контекст потерян навсегда. Несколько костей исчезло во время передачи скелета инженерам, впоследствии их нашли в сейфе шерифа Кенневика, и никаких удовлетворительных объяснений этому так и нет. Какие-то церемонии индейцы проводили над останками между 2004 и 2006 годами, но их содержание не разглашается (хотелось бы знать, не повлияли ли эти действия на чистоту материала для анализа). В 2012 году эксперт по древнейшим каменным орудиям Северной Америки предположил, что застрявший в тазу Кенневикского человека наконечник копья – не каскадного типа, а типа хаскетт3. Палеоамериканцы, изготавливавшие наконечники хаскетт, жили южнее и восточнее Кенневика. В то же время изотопный анализ показывает, что основу диеты Древнего составляли морские млекопитающие, следовательно, большую часть жизни он провел на тихоокеанском побережье, а в район среднего течения Колумбии пришел незадолго до кончины. И таких нестыковок много.

Сотрудники Национального музея естественной истории исследовали скелет в 2005 и 2006 годах.  Chip Clark, Smithsonian Institution
Сотрудники Национального музея естественной истории исследовали скелет в 2005 и 2006 годах. Chip Clark, Smithsonian Institution

***

В сюжете с Кенневикским человеком, как говорилось в начале этой заметки, особый интерес представляет поведение научной общественности. Когда в 1950-х годах археологи получили в свое распоряжение радиоуглеродный анализ для датировки, многие исследователи обрадовались: наконец-то у дисциплины появился первый инструмент, приближающий ее к естественным наукам. Но уже в начале 1960-х у сторонников технологического подхода появились критики, в частности, крупнейший исследователь Льюис Бинфорд, сравнивавший новых археологов с бездушными коллекционерами марок. Когда нашли Кенневикского человека, ученые, небезосновательно опасаясь, что доступ к скелету может быть утрачен за считанные недели, отвергли возможность компромисса с индейцами. Парадоксальным образом новейшие методы исследований оказались на руку именно индейцам, но сколько для этого потребовалось лет и денег.

За тридцать лет, что прошли с открытия останков на дне реки Колумбия, кое-что изменилось в отношении археологов к живым людям. Так, многие исследования, проводимые в местах, где до сих пор обитают коренные народы – индейцы, алеуты, эскимосы, публикуются так, чтобы не оскорбить чувства аборигенов: без фотографий скелетов и погребений и без точного указания, где проводились раскопки. Кому-то такая тактика покажется капитулянтской, но, в конце концов, археология была и есть наука о человеке и для человека, и потомки исследуемых – тоже люди, заслуживающие мало-мальски тактичного отношения к себе.

Brittney Tatchell, Smithsonian Institution
Brittney Tatchell, Smithsonian Institution

Юлия Штутина

Источники
Thomas, David Hurst. Skull Wars: Kennewick Man, Archaeology, And the Battle for Native American Identity. New York: Basic Books, 2000. P. xxi.
Owsley, Douglas W., Jantz, Richard L. Kennewick Man. The Scientific Investigation of an Ancient American Skeleton. College Station: Texas A&M University Press, 2014.
Owsley, Douglas W., Walker, Sally M. Their Skeletons Speak. Carolrhoda Books: Minneapolis, 2012. P. 126.

Источник: zen.yandex.ru