Глобальный пылевой шторм, закончивший миссию «Оппортьюнити», дал ключ к пониманию того, куда делась вода на Марсе.
Пылевые штормы происходят на Марсе постоянно: они случаются весной и летом в южном полушарии, и длятся по паре дней. Но иногда они захватывают всю планету.
Глобальные пылевые бури менее предсказуемы, происходят раз в несколько лет и могут длиться месяцами: последняя из них началась в июне и закончилась в сентябре 2018 года. До этого такие бури происходили в 2007, 2001, 1994 и 1982 годах, а в 1977 году их было даже две за год.
«Мы до сих пор не знаем, что движет изменчивостью, но буря в 2018 году даёт нам новую точку данных», – написал в пресс-релизе атмосферный учёный Космического центра Годдарда Скотт Гузевич, ведущий исследование марсианских пылевых бурь в NASA.
По словам другого учёного Центра Годдарда Джеронимо Виллановы, глобальные штормы могут дать разгадку для причин потери Марсом воды: это может быть комбинация из частиц пыли, поднимающих воду в верхние слои атмосферы и излучения Солнца. «Когда вода поднимается в верхние слои атмосферы, она улетучивается намного быстрее», – сказал он.
Обычно пылевые штормы поднимают воду на высоту до 20 км. Но европейско-российскому аппарату «Trace Gas Orbiter» удалось во время глобальной бури обнаружить следы воды на высоте в 80 км. На такой высоте вода может разлагаться на кислород и водород под действием излучения Солнца, которые затем могут уноситься в космос под действием солнечного ветра.
По данным NASA Марс потерял около 87% своей воды, а согласно данным марсохода Кьюриосити жидкая вода на Марсе существовала порядка 1,5 млрд лет.