Отмечены случаи, когда в процесс оползания борта карьера вовлекались до десятков миллионов кубометров грунта, нарушавших нормальный технологический режим эксплуатации месторождения. Наработки ученых, в частности в области бестранспортных систем открытой разработки месторождений, способствуют как экономике добычи, так и безопасности труда горнорабочих.
Отметим, что бестранспортные системы открытой разработки угольных месторождений сравнительно просты в организации — отличаются относительно низкой себестоимостью работ и высокой производительностью.
Специалисты СФУ определили оптимальную конфигурацию многоярусных внутренних отвалов, позволяющую снизить опасность нарушения их устойчивости и, как следствие, возникновения оползней и обрушений. Результаты исследования по усилению безопасности горных работ опубликованы в журнале Acta Montanistica Slovaca.
Предложенные в статье решения могут найти реализацию в процессе проектирования строительства новых и развития действующих предприятий по открытой добыче угля.
«В рамках этого исследования мы с коллегами описали модель применения бестранспортной технологии при открытой разработке угольного месторождения высокими уступами с применением одноковшовых экскаваторов — драглайнов.
Была поставлена и решена задача определения максимальной высоты отвальных ярусов для многоярусных внутренних отвалов; получены значения для различных углов падения свиты угольных пластов путем горно-геометрического анализа. Особое внимание мы уделили обеспечению устойчивости внутренних отвалов — это обязательное условие для безопасного ведения горных работ.
Мой вклад заключался в определении зависимостей между углом падения свиты угольных пластов и высотой многоярусного внутреннего отвала.
Знать эти зависимости нужно, чтобы оптимизировать объемы вскрышной породы, размещаемой во внутренних отвалах, и сократить удельные затраты на отвалообразование», — сообщил один из авторов работы профессор кафедры экономики и планирования СФУ Сергей Жиронкин.
Наряду с учеными СФУ в исследовании приняли участие сотрудники Кузбасского технического университета (Кемерово), Томского политехнического университета и Технического университета в Кошице (Словакия).
Предполагается, что дальнейшие исследования научного коллектива будут направлены на совершенствование параметров бестранспортной технологии открытой угледобычи.