Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Ньирагонго, Толбачик, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Эрта Але, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-04-13 11:57

Село Горбуново: следы первобытных людей и центр уральского старообрядчества

археологические находки

Если бы не перестройка и последующие за ней изменения общественно-политического строя в нашей стране, возможно, уже и не существовало бы этого села, расположенного близ южной границы Гальянки и уже почти слившегося с городом.

О времени появления села (деревни) Горбуново существуют аж четыре версии: в советский период это был 1725 год, в середине 90-х — 1728-й, а в начале 2000-х появились ещё две даты — 1732 и 1735 годы. Поначалу считалось, что первыми жителями села были переселенцы из Симбирской губернии, купленные Акинфием Демидовым для «подзаводских» работ. Затем появились сведения, что основали Горбуново старообрядцы, которые обитали в этих местах ещё до прихода на Урал «тульского уговорщика» Никиты Антюфеева.

Село Горбуново на спутниковой Яндекс-карте (2018 г.)

Любопытно описывали возникновение села Горбуново известные уральские краеведы Александр Козьмич Шарцев и Павел Степанович Богословский в одном из очерков по истории Пермской губернии: «В лето 1698 года поселился на реке Лебе, что несла свои воды меж торфяных болот в Тагил-реку, беглый по расколу холмогорец горбун Ивашка сын Феофанов. Кержак жил лесом, рекой да скудной пашней, копал болотную руду, плавил её в крицу и ковал из железа добрые ножи, топоры и немудрёную утварь. Взял себе в жёны Ивашка молодую вогулку, а как пошли у них дети, стал обучать он сыновей своему ремеслу. Звали его местные вогулы Горбуном, а хутор его — Горбуновой деревней».

В центре — П. С. Богословский и А. К. Шарцев на встрече с комсомольцами в центральной городской библиотеке г. Перми (фото 1940-х гг.)

В фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА) хранится ряд донесений Василия Никитича Татищева об итогах «спецоперации» по выявлению в уральских лесах старообрядческих скитов, которая проводилась в 1735 году. В одном из этих документов «главный горный командир» указывал, что

в селении у горы Горбунихи и окрестных лесах вдоль речки Лебы солдатской командой было задержано и отправлено в Тобольск «для учинения розыска» 32 старообрядца, а всего за три последних года «поймано в тех местах 84 беглых по расколу».

В 1873 году один из основателей Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) Онисим Клер в своём сообщении называл село Горбуново «одним из центров уральского старообрядчества». В чём-то Онисим Егорович был прав: в те годы публичные богослужения по старому обряду были строжайше запрещены в заводских посёлках, но разрешены в деревнях и сёлах, не входящих в их состав. Поэтому село Горбуново на протяжении более ста лет являлось пристанищем для старообрядческих проповедников.

Но если говорить о дате появления самых первых поселений в тех краях, то это будет не 1735-й и даже не 1698 год, а период куда более ранний — около трёх тысяч лет до нашей эры! В 1908 году инженеры ВЖР и рабочие Нижнетагильского завода, обследовавшие болото близ села Горбуново в поисках торфа, нежданно наткнулись на остатки полуобрушенного жилища на сваях. О находке сообщили в Екатеринбург, и вскоре в Горбуново прибыли члены УОЛЕ во главе с молодым геологом Модестом Онисимовичем Клером. По всем признакам найденному свайному сооружению было никак не меньше тысячи лет. Сообщение о находке на Горбуновском болоте было опубликовано в научном журнале «Записки Уральского общества любителей естествознания», и в том же 1908 году на Средний Урал прибыли члены Русского исторического общества и Русского географического общества Российской академии наук. Столичные учёные мужи подтвердили: найденное свайное сооружение относится ко второй половине третьего тысячелетия до нашей эры.

Археологические раскопки на Горбуновском торфянике начались только после Октябрьской революции, в 1926 году, и продолжаются до наших дней. В результате археологических изысканий в районе с. Горбуново были найдены сотни материальных свидетельств того, что первые поселения людей в этих местах возникли три — пять тысяч лет до нашей эры, а краеведческие музеи Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Перми и даже Москвы пополнились десятками уникальных экспонатов.

Руководитель ряда экспедиций на Горбуновский торфяник профессор Дмитрий Николаевич Эдинг (слева) с сотрудниками Нижнетагильского краеведческого музея (фото 1931 г.)
Раскопки на Горбуновском торфянике в 2010 г.

Истории археологических раскопок на Горбуновском торфянике следовало бы посвятить отдельный очерк, и авторы надеются в будущем вернуться к этой теме.

Помимо всемирно известного торфяника, в селе Горбуново есть ещё несколько достопримечательностей, не упомянуть о которых невозможно. В первую очередь это, конечно, церковь во имя Николая Чудотворца-Мирликийского и небольшой водоём перед ней.

Храм появился в Горбуново в 1900 году, однако его здание было построено раньше, в последней четверти XIX столетия. Построил его местный купец Григорий Хлестов, взявший в аренду обширный участок земли под строительство винокуренного завода и собственной усадьбы. Он же соорудил на речке Лебе запруду, в результате чего образовался небольшой пруд, вскоре прозванный местными жителями Хлестовским. Водку Хлестов делал хорошую, но конкурировать с такими «акулами» питейного бизнеса, как братья Злоказовы и братья Поклевские, он не смог. Предприятие обанкротилось, но неудачливый предприниматель перестроил заводское помещение в церковный приход и продал здание волостной общине. Церковь получила название Никольский приход. По воспоминаниям горбуновских старожилов, храм был богатым: здесь был хороший хор, колокольня с девятью колоколами разных тонов, действовала церковно-приходская школа начального уровня — три класса.

Во время Гражданской войны храм оказался в зоне активных боевых действий, и после того, как в здание церкви попало несколько снарядов, настоятель храма закрыл приход, а сам бежал.

Клуб в селе Горбуново, бывшая церковь Никольский престол (фото 1940-х гг.)

В 20-х годах храм несколько лет принадлежал горбуновской единоверческой общине. Официально община перестала содержать церковь с 1926 года. На сельском сходе было решено переоборудовать здание в клуб. Для этого из кассы сельсовета было выделено немногим более 500 рублей, но этих денег оказалось недостаточно. С церкви были сняты кресты и колокола. В склепе под алтарём храма нашли гроб с останками купца Г. Хлестова, которые перезахоронили на местном кладбище. В стенах здания поначалу устроили склад и лишь в 1936 году помещение отдали под клуб. Здесь была собрана богатая библиотека, открыты спортивная секция, кружки, а затем и кинозал.

Здание церкви в 1991 году

К середине 80-х здание сильно обветшало и было признано непригодным для общественного пользования. Клуб закрыли, а строение не раз сменило владельцев, прежде чем в 1995 году его передали верующим.

Неподалёку от церкви, на улице Борцов Революции, находится памятник «Красногвардейцам 1918 года», открытый в 1978 году, в канун 60-й годовщины начала боёв за Нижний Тагил. Идея памятника родилась в 1930 году, но тогда для её реализации не было средств. После войны, в 1948-м, о памятнике вспомнили, но до конкурса на лучший проект монумента дело так и не дошло. Вспомнили о забытых планах только в 70-х годах. В итоге автором памятника стал известный тагильский скульптор Иван Яковлевич Боголюбов.

Памятник решён в виде четырёхгранной вертикальной стелы с рельефными портретами красногвардейцев и надписью на одной из сторон: «Памятник красногвардейцам, погибшим в боях за власть Советов 1918». В постперестроечные годы монумент попал в немилость к тагильским либералам и активистам «Памяти» и «Мемориала». Стали раздаваться призывы снести памятник. К счастью, вандалам не дали осуществить их намерения.

Ещё одной достопримечательностью Горбуново с конца XIX столетия стали Муринские пруды, те самые, что в новейшей истории Нижнего Тагила дали название целому микрорайону новостроек. История этих водоёмов началась с того, что известный в Нижнетагильском округе купец Львов построил на речке Лебе, близ её впадения в тагильский заводской пруд, запруду и небольшую мельницу, работающую от водяной турбины.

Река Леба (фото 2000-х гг.)

В 1890 году Львов умер, а свою мельницу завещал родственнику — мещанину Семёну Ивановичу Мурину. Мололи на мельнице рожь, пшеницу и овёс, а иногда охру и малахит. Вместе с Семёном Ивановичем на мельнице работали шесть его сыновей. Вскоре, кроме помола зерна, Мурины стали заниматься и ремонтом сельскохозяйственной техники. Неподалёку от мельницы и запруды Мурины отстроили свою усадьбу и два дома для сдачи их летом внаём зажиточным тагильчанам. Сама мельница и пруд были окружены сосновым бором, берега местами были со скальными обнажениями, что делало эти места очень живописным, и скоро берега пруда стали одним из любимых мест отдыха тагильской молодёжи. Ни сама мельница, ни усадьба её хозяев, ни запруда никогда не были огорожены заборами, а сами Семён Мурин и его сыновья были людьми приветливыми и приятными в общении.

Муринский пруд (фото 2000-х гг.)

Обе революции 1917 года Семён Иванович встретил спокойно. Все годы «большой смуты» он оставался лояльным к властям, не вступая ни в какие партии или союзы, всецело отдаваясь работе. В 1929 году, при организации Горбуновского колхоза, Мурин добровольно передал предприятие в фонд колхоза, а сам был выдвинут односельчанами на должность «заведующего помолом».

В конце 30-х годов мельницу закрыли «за недостаточной востребованностью», а Семёна Мурина перевели в Лаю заведующим мельницей Лайского колхоза. А спустя некоторое время всё оборудование муринской мельницы было демонтировано. По некоторым сведениям, его перевезли в Лаю по просьбе самого Мурина.

Семён Иванович умер в Лае в возрасте 70 лет. Его сыновья перебрались в Тагил, стали работать на заводах города. С годами обветшавшие мельница и плотина разрушились, но пруд так и остался в памяти жителей Горбуново как Муринский.

У тагильчан за водоёмом закрепилось иное название — Муринские пруды.

Дело в том, что плотина, на которой была поставлена мельница, разделяла водоём на два прудка. После её разрушения пруд стал единым, но название осталось в памяти народной на века. Ныне город подступает к пруду всё ближе и ближе, а дальнейшая судьба водоёма вызывает опасения у экологов.

Вид на Гальяно-Горбуновский жилой массив с Муринского пруда (фото 2000-х гг.)

---------------

При подготовке материала использовалась литература и архивные материалы, перечисленные в библиографическом указателе «История Урала» (сост. Н. П. Милинькова и О. А. Мельчакова), СПб, 2000 г.

Фото: фоторепродукции из личных архивов авторов, остальные фотоизображения заимствованы из открытых источников.


Источник: m.vk.com