Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Новгород - выдающийся город. Он интересен своей знаменитой демократией, своим высоким уровнем художественного развития, и той ролью, которую играл в системе культурных и торговых связей Руси с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком. На счастье исследователей, Новгород обладает еще и уникальными почвами - в них почти не гниют предметы, даже дерево. Поэтому археологи уже около ста лет проводят в Новгороде раскопки, извлекая на свет древние предметы и давая нам бесценную информацию о жизни Древней Руси X-XV веков.
Оказалось, что новгородцы очень любили узорочье, и даже вещи, которыми пользовались небогатые люди, часто были орнаментированы. Причем предметы обихода для богатых и для бедных были едины по художственным образам и эстетическим представлениям, и различались только материалами и ценой.
Много лет мы восхищаемся белокаменной резьбой соборов Владимира, но оказалось, что и новгородцы были знакомы с такими изображениями. Среди бревен новгородской мостовой нашли резные дубовые колонны XI века, на которых изображны грифон и кентавр-китоврас - двойники чудищ с белокаменных стен владимирского собора, но на двести лет старше! Предполагают, что эти столбы были частью церкви Спаса, которая существовала в Новгороде еще до официального крещения, и была разрушна язычниками.
Резьбой новгородцы украшали не только колонны. Были широко распространены резные бытовые предметы из дерева, кости и рога - гребни, ручки ножей, кресты и иконы, пеналы, детали боевых луков, накладки для одежды и сумок, доски для письма (церы), ложки и многое другое. Излюбленными сюжетами накладок для одежды являются образы "лют-зверя" (барса) и змея. Вероятно, эти суровые хищники были эмблемами воинов, а то обстоятельство, что ни змеев-драконов, ни барсов большинство новгородцев никогда не видело, придавало этим зверям особую значимость. Интересна накладка со змеем в форме буквы S – этот символ был очень популярен в росписях и вышивке более поздних эпох. Зато резные прялки XIX века на новгородскую резьбу совсем не похожи.