Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Чем дальше мы продвигались в сердце Гималаев, тем больше нарастало волнение. При наборе высоты организм уже не сможет успешно справляться с различными напастями — даже простуженное горло могло привести к необратимым последствиям на бо?льшей высоте. Высочайшая точка маршрута была еще далеко, и очень важно было подготовиться к ней, по максимуму сохранив энергию и силы. В горах лишняя чашка кофе будет гораздо полезней пафосных и мотивирующих слов. Да, я и сам удивлялся, насколько сильно отличаются ценности в моей обычной жизни и жизни в горах.
На пятый день трекинга нам предстояло совершить радиальный трек налегке к вершине Ice Lake. Идея заманчивая, ведь можно набрать высоту, акклиматизироваться и быть готовым к покорению основной вершины. Да и отсутствие тяжестей приятно бодрило, но было одно НО: на таком треке неизбежно проявление горной болезни, и на этот раз обойтись простой усталостью и легким головокружением не получится-предстояло менее, чем за 5 часов подняться ещё выше на 1400 метров. Но то, что я увидел, превзошло все мои смелые ожидания.
Конечно, этот радиальный маршрут можно проигнорировать и пройти дальше в деревню Мананг (3500 м), не сильно набирая высоту. Но радиальный трек я настоятельно рекомендую посетить по двум причинам. Во-первых, так вы лучше акклиматизируетесь, хоть этот процесс будет не из приятных, и во-вторых, виды с вершины будут того стоить. На моей памяти это одно из самых красивых мест на всем треке.
Пришлось вставать в 4 утра, чтобы успеть спуститься до того, как снег начнет таять, усложняя тем самым процесс перемещения. Ветер неистово завывал за окном и очень неприятно морозил тело, несмотря на то, что у меня был теплый спальник. Здесь уже чувствовалась высота, и вялость была стандартной. Энтузиазм постепенно угасал по мере того, как каждый день мы питались уже надоевшим и потерявшим свой вкус рисом. С каждым утром соблазн остаться в теплом спальнике возрастал, а нервная система потихоньку расшатывалась. Я уже привык к своей молчаливости — подсознательно берег энергию даже на этом.
Пресно перекусив и собрав только самое необходимое (орешки, сухофрукты, термос с водой и фототехнику с фонариком), я впервые достал утепленные штаны и пуховик и, любуясь звездами в кромешной тьме, пошел первым. Чуть позже пришло осознание того, что я впервые смогу увидеть рассвет в Гималаях и мысленно поставить галочку в списке «дел до 30 лет». Тропа неровно петляла, то набирая высоту, то уходя строго вниз. Луч света растварялся в гималайском мраке, и это несколько облегчало подъем-не было видно ничего.
Через 40 минут солнце лениво начало освещать нам путь, подарив пяти спутникам один из самых потрясающих рассветов в моей жизни.
Видимо, кто-то наверху нас любит. Погода уже с самого утра была отличная, ясная, без намека на возможный снегопад или дождь. Я впервые ощутил отсутствие тяжкого груза за плечами, и решил по максимуму вобрать в себя впечатление от вылазки. Отсутствие груза, тем не менее, не означало, что я шел в ногу со своими компаньонами-я всё так же уставал, тем более этот трек является предельно сложным-он изобиловал крутыми подъёмами, да и сама мысль о подъёме на 1400 метров (высота Ice Lake — 4750 метров) навевала тревожные мысли — непонятно, как поведет себя организм. Я всё же надеялся, что симптомы горной болезни обойдут меня стороной.
Правильным решением было взять с собой плеер с подходящими для трека треками. Наиболее подходящим для того утра треком стал Asura-Everlasting. Включите как нибудь на досуге, и вы поймете, о чем я.
Внезапно я ощутил очень странную компиляцию чувств — мою душу резко наполнило счастье и восторг от вида потрясающего рассвета, но с другой стороны я вдруг ощутил всеобъемлющее одиночество. Коллеги ушли далеко вперед, и я уже не смог поделиться им своими впечатлениями-мы слишком разные люди. Они — опытные восхожденцы, прекрасные исполнители, но красоту Гималаев они видели и понимали по-своему. С удивлением для себя я понял, что именно сейчас очень хотелось увидеть этот рассвет с очень дорогим мне человеком, который тогда был в тысяче километров от меня и, к сожалению, не мог увидеть это вместе со мной. Слезы счастья неконтролируемо потекли по моему лицу. Прекрасный момент, который останется в памяти на всю жизнь. А я то думал, что меня невозможно пробить на такие эмоции. Гималаи всё расставили по своим местам.
Удивляясь, что я, будучи предельно внимательным к выражению своих эмоций (всё самое лучшее я привык прятать в глубине души), смог настолько проникнуться красотой момента. Несмотря на всё это, трек стал отличной смотровой площадкой-можно было увидеть наши следующие пункты назначения. Вот, например, большая белая громада — это пик Тиличо (7134 м) -туда нам предстояла ещё одна радиальная вылазка на 3 дня, к его подножию. Тот трек тоже оказался совсем не простым, но об этом я расскажу чуть позже.
Я уже никуда не спешил не только потому, что любовался видами, но и потому, что трек оказался для меня чертовски сложным-подъемы были слишком крутые, и каждые 5 минут я сваливался с одышкой. Сложно представить, каково здесь придется атлетам и курильщикам.
Удивительное зрелище наблюдать, как лучи солнца сначала «чиркают» по пикам, а потом плавно накрывают их своим теплом. Картина меняется каждую минуту. Кстати, небольшое озерцо на кадре — это озеро Гангапурна, образованное от таяния одноименного Ледника. К нему мы тоже придем, но не сегодня.
Буквально через 5 минут поистине марсианский пейзаж еще сильнее преобразился.
Поднявшись на 500 метров, я стал ощущать явное ухудшение самочувствия. Голова закружилась сильнее, и я даже взял небольшой перерыв в надежде прийти в себя. Ха, не тут то было. На этот «кофе-брейке» я достал телефон, чтобы поменять трек, а он... разрядился прямо на моих глазах. Температура воздуха была около 20 градусов, и за тот час, что мой телефон прилегал к теплому телу, перепад температур при его вытаскивании стал критическим. Отлично, я остался не то, что без музыки — даже без карты. Указателей там было очень мало, поэтому мне пришлось идти вслепую, полагаясь на свою интуицию и борясь с симптомами горной болезни. На этом пике очень много мнимых подъемов, а значит шанс, что я забреду не туда, увеличивался.
В этом деле главное-не суетиться. Коллеги ушли далеко вперед, и я потерял надежду их увидеть, следующие путники появятся здесь часа через два, так что их помощи ждать глупо. Конечно, закрадывалась мысль развернуться и уйти вниз, пока еще не поздно, но уж слишком велико было желание увидеть и дальше такие красоты. Я выбрал второй вариант.
Этот трек опасен тем, что противоречил философии акклиматизации. Для того, чтобы не сильно страдать от горняжки, рекомендуется набирать не больше 800 метров высоты в день. Здесь же норму пришлось перевыполнить почти в 2 раза, и не за день, а за 5 часов!. Вскоре к головокружению прибавился легкий бред и боли в желудке — его начало сводить. Одышка участилась. Я шел дальше и потом заметил, что уже минут 5 общаюсь сам с собой. А ведь я не прошёл ещё и половины! Как назло, чем выше я поднимался, чем круче были подъемы, тем медленнее я шел. Ну да ладно, психологически можно отвлечься и осмотреть красоты-всё же по пути к Ice Lake никто не погибал. Или нет?
Этот вид частенько мелькает в этом посте, потому что он-самый козырный, еще одна причина подняться так высоко. Поселение около озеро — это деревушка Мананг, крупнейшая в этом регионе. Там есть и visitor centre, и даже кинотеатр. Эдакий оазис в мире гор.
Секунды сменились минутами, минуты сменились часами. Я шел дальше, оборачиваясь, чтобы оценить, насколько сильно я поднялся, но на такой высоте уже тяжело это определить. Мне стало уже совсем худо, и шаги сменились черепашьими, а в глазах стало темнеть. Не прошло и минуты, как я плюхнулся в кратковременный обморок. К счастью, я отделался лишь царапинами, но впредь понял, что надо что-то менять в своей психологии. И не придумал ничего лучше, как ставить себе краткосрочные задачи. Не ставить цель добраться до вершины, а добраться до холма, а за ним — до другого холма. Таким образом, психологически я завуалировал основную цель, и идти стало чуть легче. О вершине думать я перестал, и это мне помогло.
В том, что я остался один, были и свои плюсы. Конечно, это ставило под вопрос моё безопасное нахождение на большой высоте, но именно тут я понял, насколько человек ничтожен перед силами природы, насколько она величава. Небольшое строение на одном из холмов — это гомпа, захоронение монаха. Зрелище, которое увидит не каждый. Очень зря многие трекеры пренебрегают этим маршрутом, они многое теряют.
Почему маршрут называют Ice Lake? Потому что конечную точку венчает гомпа с двумя высокогорными озерами на высоте 4750 метров (не самых высокогорных в Непале, кстати — самое высокогорное озеро мы посетим чуть позже), названия которых — Khicho Taal и Saano Khicho. В начале марта они практически полностью покрыты толстым слоем льда, и их бирюзовые воды мы не увидим. Как же долго я сюда ушел! Казалось, что все свои силы я потратил.
Здесь же я встретил ребят, которые уже возвращались. Они мне очень помогли, дав термос с водой, но призвали меня поторопиться, потому что скоро солнце начнет растапливать снег, и один шаг приравняется к пяти по сложности. Я же психологически успокоился, поняв, что длительный затяжной подъем окончен, и спуск будет несколько легче. Потом осмотрелся вокруг, и спокойствие наполнило всю мою душу.
Гомпа — это конечный пункт маршрута. Это значит, что мы оказали себе услугу, поднявшись на такую высоту, помогли себе акклиматизироваться и вдобавок наградили себя потрясающими видами. Я не знаю, как бы мне дались последующие подъемы без этого восхождения... Таблетка была горькой, но она помогла. На самой верхушке я был порядочно измотан, но в то же время рад. Я смог подняться, хотя ещё 2 часа назад был полон решимости свернуть обратно.
Всё это напоминало какой-то процесс искупления через боль и страдания. Осознанно идти на такой шаг могут только безумцы. Кто знает, что бы случилось, ударься я головой при обмороке о камень или свернув не туда... Горы — это далеко не романтика, а серьезный вызов своему здоровью и нервной системе, особенно когда это случается в первый раз.
Тем временем, солнце уже вовсю жарило, и толстый пуховик пришлось снять. Резкая смена температур — одна из фишек всех восхождений.
Ну как вам пейзаж? Он совершенно обыденный для местных жителей, но меня он привел в настоящий восторг. Эдакая лаборатория Black Mesa из вселенной Халф-Лайфа (прим. серия компьютерных игр). На фотографии даже можно увидеть домик, в котором мы ночевали.
Напоследок практические советы для посещения трека:
останавливаться лучше в деревне Bhraka, а не Мананге, как говорят многие путеводители;
лучше хорошо выспаться, вставать желательно не позже 4 часов ночи;
перед вылазкой запить таблетку диакарба для лучшего сопротивления горной болезни + выпить таблетку милдроната — помогает сердце справляться с нагрузкой;
обязательно утеплиться и взять с собой только самое нужное, а рюкзак оставить в лодже;
темп держать чуть ниже среднего: подъем очень долгий, крутой и изматывающий;
после спуска не продолжать путь в Мананг, а отлежаться как минимум до следующего дня, чтобы организм смог немного восстановиться.
К слову, после длительного спуска я резко ощутил потребность в сладком. В местной лавке накупил просроченных соков, шоколадок и принялся всё это дело уплетать. Потом, на радость себе, принял теплый душ (меня уже не стращал сильный ветер — следующая возможность подвернется не скоро), постирал свои вещи и повесил их сушиться. До конца дня мы сидели на веранде и провожали этот день за разговорами и обменом впечатлениями. Подъём вселил мне бо?льшую надежду на то, что я смогу дойти этот путь до конца. Силы это значительно прибавило, и я впервые за этот день улыбнулся. Всё было хорошо…