Раскопки, успешно начатые английским археологом А. Эвансом, подтвердили справедливость не только какой-то природной Катастрофы, которая произошла в середине II тысячелетия до нашей эры и частично разрушила кносский дворец, но и последующего упадка местной цивилизации. Она быстро деградировала: жители перестали употреблять письмо, резко снизился уровень мастерства ремесленников, а дворец так и не был полностью восстановлен.
Судя по всему, страну захватили племена с более низкой культурой. Однако не удалось обнаружить следов упорной борьбы с иноземцами. Да и кто в те времена мог одолеть эту могучую островную державу? По легенде о герое Тесее, убившем в дворцовом лабиринте Кносса, столицы Крита, человека-быка Минотавра, Афины платили критским владыкам дань, посылали на остров рабов и, возможно, заложников. Вспомним и то, что, по другой легенде, Зевс, обернувшись быком, похитил из Финикии красавицу Европу и доставил ее на этот остров. Критские мореплаватели господствовали на Средиземном море и устраивали пиратские набеги на прибрежные города. Никакая держава не могла угрожать могущественному и процветающему Криту. Что же произошло?
«Люди были захвачены врасплох, — писал Эванс. — Все произошло чрезвычайно быстро. Вот, к примеру, тронный зал критского владыки. Он был найден в состоянии полнейшего беспорядка. В одном из углов лежал опрокинутый большой сосуд от масла, рядом валялись какие-то культовые сосуды. Вероятно, царь поспешил сюда, чтобы в последний момент совершить какую-то религиозную церемонию. Но не успел ее, очевидно, закончить. Следы насильственно прерванной работы видны и в домах ремесленников, художников».
У историков возникло сначала предположение, что на остров внезапно напали греки-ахейцы. В культурном отношении они стояли ниже местных жителей, но отличались воинственностью. Правда, трудно себе представить, чтобы тайно от всеведущих и присутствующих в разных городах критских торговцев и шпионов где-то у берегов материковой Греции могла сформироваться крупная флотилия, которая переправила бы тысячи воинов на остров. Ахейцы не были морским народом.
Пришлось признать наиболее убедительной версию о катастрофическом вулканическом извержении и взрыве на Санторине.