Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Челябинец Евгений Шаталов в составе экспедиции поставил рекорд, добравшись на автомобиле до самой северной точки Чукотки — мыса Шелагский. Путешественники преодолели шесть тысяч километров по зимним арктическим дорогам и узнали, как живут люди там, где большую часть времени лежит снег.
«Гвозди» в Байкале
Экспедиция стартовала из Иркутска. В состав экипажей вошли известные путешественники Богдан Булычёв, Александр Еликов, Евгений Шаталов, а также фотограф, видеооператор и видеограф. Экипаж отправился в Арктику на автомобилях Toyota.
— Мы развиваем автомобильный туризм. Нам хотелось проверить, можно ли обычным туристам без специальной техники побывать на Чукотке и увидеть всю красоту этого сурового края, — объясняет Евгений Шаталов.
Несмотря на большой опыт путешествий, от этой экспедиции челябинец оказался в восторге.
— Мы стартовали в Иркутске и прошли по Байкалу. Красота этого озера завораживает. В некоторых местах лёд имеет очень необычную структуру, кажется, что в него забивали гвозди, — рассказывает Евгений.
«Солженицынщина» в вечной мерзлоте
Затем путь экспедиции лежал к Якутску через знаменитый БАМ, а оттуда в сторону Чукотки.
— Мы шли по трассе «Колыма». Я сделал пост о том, как тяжело строилась эта дорога, и получил множество негативных отзывов. Писали о том, что труд заключённых из концлагерей преувеличен, что это всё «солженицынщина». Я не историк, но создание этой дороги в вечной мерзлоте — действительно подвиг. Было видно, как практически вручную прорубались скалы, чтобы сделать узкую полосу. Мы ехали и мысленно благодарили этих людей, — говорит Евгений.
Самое интересное у путешественников было впереди — встреча с белыми медведями.
— За эту поездку мы трижды встречали белых медведей. Это удивительно, потому что мой напарник Саша Еликов имеет огромный опыт арктических путешествий, но ему никак не удавалось увидеть главных жителей Чукотки, — с восторгом говорит Евгений. — Я увидел медведя буквально в нескольких метрах от себя. Он был просто огромным, величественным. Я держал в одной руке камеру, а в другой — телефон, чтобы обязательно заснять этот момент, несмотря на страх. Но медведь испугался меня ещё больше, скатился с горы и ушёл в торосы, где машины не могут проехать.
Одним из главных испытаний для путешественников стали морозы. Несмотря на то, что на улице март, весна на Чукотке наступает только в июне.
— Температура в -30 градусов очень комфортная, начинаешь выходить на улицу без куртки, шапки. Кажется, что наступило тепло, но это после того, как побываешь на улице в -47 °С, — шутит Евгений. — Мы ночевали в тёплых машинах, но были дни, когда наш оператор спал в палатке — ничего, не замёрз.
Cola за 600 рублей и тысяча за конфетки
Перед тем, как пойти на рекорд, экипаж заехал в самый северный город Чукотки — Певек. Путешественников впечатлили цены в магазине.
— Певек — это небольшой городишко, где интернет только спутниковый и очень слабый, жизнь замедленная. Живут в нём в основном бюджетники — врачи, учителя, сотрудники администрации. Несмотря на это, Певек считается самым дорогим городом в России. Бутылка колы в магазине стоит 600 рублей. Я сладкоежка, поэтому сразу обращал внимание на конфеты. Там килограмм конфет «Красный мак» обойдётся в 1200 рублей. Я уже не говорю про цены на свежие фрукты и овощи — они просто запредельные. Дело в том, что продукты туда завозят самолётом, поэтому и себестоимость получается такая, — объясняет путешественник. — Работы там практически нет. На самой Чукотке есть золотодобывающие шахты, на них трудятся вахтовики. В городе Билибино работает единственная в России атомная полярная станция. Скоро её будут закрывать. В Певеке нам показали место, где появится плавучая атомная станция, и часть людей будет работать там.
Путешественники заехали на полярную метеостанцию Валькаркай. О визите гостей сотрудников предупредили.
— Они живут там в среднем по четыре месяца, к ним никто никогда не приезжает, поэтому наше появление восприняли, как праздник. Быт у сотрудников станции очень скромный. Меня больше всего впечатлила решётка на дверях — оказывается, она сделана специально для защиты от белых медведей. Говорят, они частенько заглядывают в дом, — делится впечатлениями Евгений.
Оттуда путешественники пошли на рекорд — на мыс Шелагский. До этого доехать до него можно было только на специальной технике. Челябинец Евгений Шаталов стал первым, кто доказал, что до северной точки Чукотки можно добраться на обычном внедорожнике:
— Наш путь был довольно тяжёлым. Несколько раз машины застревали, приходилось много копать. На мысе мы дошли до маяка и повернули обратно. Проехать вперёд не получилось, потому что упёрлись в волну, лёд там был довольно тонкий, и двигаться на машинах стало опасным.
Покатушки на антеннах
На мысе Шелагский работали над фильмом «Как я провёл этим летом». Съёмочную группу доставляли туда на вездеходах. Наши путешественники побывали на месте съёмок и добрались до заброшенной военной базы.
— Заброшенная часть производит удручающее впечатление. Там осталось множество оборудования, техники, которая просто ржавеет, целое поле усеяно бочками из-под дизтоплива, — перелистывая фотографии, рассказывает Евгений.
Замороженная еда и чай из снега
Экипаж установил рекорд и отправился в обратный путь — к Магадану.
— Чаще всего нас спрашивали, как мы переносим поездку. Отвечаю: нормально. С собой у нас были заморожены готовые блюда — супы, котлеты, тефтели, гарниры, рыба под сыром, блинчики с творогом на завтрак. Всё это мы разогревали в мультиварке и получали полноценный обед. С питьевой водой проблем тоже не было. К счастью, на Чукотке снег чистый, поэтому мы просто загребали его или лёд в термопот, чай получался отличный, — рассказывает Евгений. — Сами автомобили выдержали экспедицию. У нас был только один неприятный случай, когда помялся диск колеса, в остальном проблем не было никаких. Перед поездкой мы просмотрели разные варианты заправки, взяли также с собой большой бак на 250 литров. Поскольку мы заранее предупреждали о том, что едем, то на некоторых заправках нас уже ждали. Где-то заливали бак бесплатно, где-то брали за полную стоимость — около 80 рублей за литр.
— Мы очень довольны поездкой, потому что выполнили свою миссию. Буквально через несколько дней по оставленным нами трекам прошли ещё две группы путешественников, — говорит Евгений Шаталов.
Организатор проекта, пилот I экипажа, руководитель экспедиционного центра «РГОэкспо» - Богдан Булычёв.
В январе в Челябинске проходила выставка ещё одного челябинского путешественника. Фотографии Максима Тарасова входят в десятку лучших снимков мира. 74.ru он рассказал о том, как работал волонтёром в Гватемале, почему Исландию называют свалкой дронов и что красивого можно увидеть на Южном Урале. Интервью с Максимом и его улётные снимки с квадрокоптера смотрите на нашем сайте.