Уголовное дело в отношении замдиректора Кроноцкого заповедника Дарьи Паничевой, задержанной на прошлой неделе, является частью борьбы за передел рыбного рынка, считает всемирно известный фотограф-натуралист, экс-сотрудник заповедника Игорь Шпиленок. Уголовное преследование Паничевой возникло после того, как сотрудники заповедника стали отбивать атаки бизнеса, который предложил изъять из особо охраняемой природной территории для разведения лососевых Кроноцкое озеро и одноименную реку. Проект предполагает строительство на территории заповедника капитальных сооружений, а также создание нового бетонного русла для реки.
«Есть люди, которые стремятся к хозяйственному освоению Кроноцкого озера. Они могут влиять на власти и силовые структуры, — рассказал Znak.com Игорь Шпиленок. — Пока проект изъятия озера обсуждался кулуарно. Заповедник категорически против этого. Во-первых, это напрямую запрещает закон, во-вторых, это уникальная территория, и любое строительство погубит ее. Но люди настаивали и сейчас решили давануть с использование силовых структур».
Сотрудница Короноцкого заповедника Дарья Паничева была задержана 28 февраля, ей инкриминируют статью 160 УК РФ «Присвоение и растрата». По словам ее коллег, следователи не озадачились судьбой 15-летнего сына Паничевой, который после задержания матери остался один. При этом Дарью Паничеву с Камчатки доставили за 2000 километров в Хабаровск, чтобы решить вопрос об избрании меры пресечения, что можно было сделать и в Петропавловске-Камчатском.
«СИЗО в Хабаровские известно тем, что там дают признательные показания люди, которые до этого не знали, что они в чем-то виноваты, — говорит Игорь Шпиленок. — Это была попытка увезти ее подальше от родного окружения. Дарья провела там ночь, а на утро суд отпустил ее под домашний арест. Ее снова за госсчет доставили самолетом домой. Дарью пытались взять в заложники, чтобы подавить тех людей, кто занял активную позицию по заповеднику. Но силовики сильно ошиблись. Этот человек свою рубашку отдаст. Ее все знают как честного человека с безупречной репутаций. Поэтому за нее сразу все стали заступаться. Как только о ситуации стало известно, в Сети появилось несколько тысяч публикаций, подписей, все это было передано в суд».
Претензии к Дарье Паничевой возникли на основе другого уголовного дела — в отношении владельца компании «Экология» Виталия Дрозда. Предприятие по заказу заповедника выполняло работы по очистки территории от металла и бочек с ГСМ, которые остались от старательских поселков и воинской части 60–70-х годов. Сумма госконтракта с «Экологией» составила от 250 млн до 400 млн рублей. По версии следствия, тендер был выигран незаконно, а часть мусора, который подрядчик должен был вывезти с территории заповедника, якобы утопили в море.
«Сейчас им важно прицепить заповедник, коллектив, ту же Паничеву к этому делу, — считает Игорь Шпиленок. — Но у нее не было права подписи, она никогда не исполняла обязанности директора, чтобы принимать какие-то решения по закупкам. Да, она делала научное обоснование необходимости очистки территории. Была секретарем конкурсной комиссии, но как бы это ей помогло что-то украсть? Она не присутствовала на борту пароходов, которые возили мусор, не могла видеть, топили они его или нет. У всех замов провели обыски, но ничего не нашли. Там уникальный коллектив, все работают за идею. У людей просто ничего нет».
Ранее власти Камчатского края обращались в Минприроды и Росрыболовство с просьбой оценить проект, который предполагает изъятие реки и озера из территории заповедника, и строительство рыбохода между озером и Тихим океаном, который представляет собой искусственное русло реки. По данным «Коммерсанта», бенефициаром проекта может быть владелец Русской рыбопромышленной компании Глеб Франк.
«Кроноцкий заповедник — это один из самых известных заповедников России, он входит в один из немногих в стране биосферных резерватов ЮНЕСКО, — говорит Игорь Шпиленок. — Если бы им (заинтересованным людям. — Прим.ред.) удалось как-то обойти российские законы и вывести озеро из заповедника, то был бы международный резонанс. Главная ценность Камчатки — это дикая природа. Но бизнес туда протянул щупальца. Платиновые месторождения разрушают Камчатку, на шельфе нашли углеводороды, а это места нагула рыбы. Сырьевые проекты развиваются по колониальному типу. В этом есть огромная опасность. Да, рыбный промысел — это традиционная отрасль. Но и его можно вести щадящими способами. Кроме Кроноцкого, есть масса озер, где ведется хозяйственное освоение, что мешает там навести порядок, бороться с браконьерами и повышать эффективность. Сейчас на Камчатку из-за изменения климата и так приходит больше нерки, чем раньше. Но пределов жадности нет».
«То, что произошло — тысячи постов, подписей, статей, — это обострило противостояние, — полагает Игорь Шпиленок. — Но эта ситуация стала известна тысячам людей. Борьба за озеро и честное имя Паничевой продолжается. Это хорошо, что все знают, что происходит — эти планы будет не так легко осуществить. Мы понимаем, что оказались внутри борьбы за передел имущества на Камчатке, когда люди из Москвы отжимают доходные бизнесы у камчатской элиты. Посмотрим, будут ли они продолжать действовать такими грязными методами».
Кроноцкий заповедник — один из крупнейших и старейших заповедников Дальнего Востока России. Образован в 1934 году. Территория входит в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Здесь расположены такие всемирно известные природные объекты, как Долина Гейзеров, кальдера вулкана Узон, Долина Смерти, Кроноцкое озеро и Кроноций вулкан и другие.
Источник: www.znak.com