Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
8 лет назад случилась трагедия на Фукусимской АЭС. Становится очевидно, что трагедии можно было избежать, да и решения японских властей, принимаемые сегодня, тоже вызывают ряд вопросов. Но только не у экологов.
11 марта прошла очередная годовщина трагедии в Фукусиме. В Японии прошли памятные мероприятия жертвам катастрофы. Память погибших почтили минутой молчания в 14:46 по местному времени, 8:46мск. Именно в эту минуту 8 лет назад на АЭС обрушилась огромная 15-метровая волна, затопив энергоблоки станции, став причиной отключения их электроснабжения, что привело к остановке системы охлаждения реакторов. Взрывы водорода повредили крыши реакторов, что привело к утечке радиации и самому страшному радиоактивному загрязнению окружающей среды со времён Чернобыльской аварии.
Трагедия унесла жизни почти 16 тысяч человек. Около 3 тысяч до сих пор считаются пропавшими без вести.
12 апреля 2011 аварии был присвоен 7-й уровень опасности по шкале INES, являющейся всемирным инструментом, предназначенным для информирования населения. Седьмой уровень – максимальный.
Самое печальное в этой трагедии в том, что её можно было предвидеть и избежать, в отличие от того же Чернобыля.
Дело в том, что АЭС в Фукусиме была построена в то время, когда сейсмология ещё не была достаточно развита, поэтому вероятность стихийных бедствий на берегу океана оценивали на основе исторических данных о землетрясениях и цунами в этой местности за 400 лет. На основе этих свидетельств выбрали префектуру Фукусиму. АЭС строили из такого расчёта, чтобы она выдерживала землетрясения с магнитудой около семи баллов и цунами с высотой чуть более 3 метров.
Однако с тех пор минуло около 50 лет, сейсмология сделала большой шаг вперёд, небезопасность дальнейшей эксплуатации АЭС должна была стать очевидной. Но в японском законодательстве отсутствовала норма, обязывающая владельцев АЭС регулярно проводить переоценку рисков, вплоть до нулевых годов XXI века. В 2006 году переоценку всё же провели, как и модернизацию. Но ошиблись. Землетрясение магнитудой выше 8 баллов считалось практически невозможным в этой районе.
Случаи серьёзных землетрясений магнитудой 9 в регионах со сходным тектоническим строением (Чилийское и Аляскинское землетрясения) также не были приняты во внимание.
Загрязнение коснулось всего земного шара. 23—24 марта следы радиоактивных веществ были отмечены в Западной Европе, США, Южной Корее и России. Распространение зараженных радиацией рыб происходило также весьма быстро. Через три-четыре месяца после аварии американские санитарные службы обнаружили следы радиации в мясе тунцов, пойманных у берегов Калифорнии. Судя по всему, эти рыбы находились у берегов Японии в тот момент, когда из разрушенных реакторов в море поступали тонны высокорадиоактивной воды.
К слову, сравнение Фукусимы с Чернобылем не вполне корректно. Всё же в Чернобыле был взрыв реактора, а на Фукусиме землетрясение. Аналогичное событие имело место в Советском Союзе – землетрясение в Армении 7 декабря 1988 г силой 8 баллов. Тогда весь персонал Армянской АЭС покинул станцию. Из-за отсутствия ремонта угроза перегрева реактора возрастала, и руководство СССР приняло решение перебросить на станцию персонал с других АЭС. В частности, с Кольской. Они восстановили подачу воды для охлаждения реактора, используя в том числе и пожарные машины. Трагедию удалось предотвратить.
А в Японии власти сами отдали приказ эвакуировать персонал из-за нарастания давления внутри атомной силовой установки и повышения уровня радиации. То есть возможность катастрофы была очевидна, но никаких мер по предотвращению не было предпринято! Работы по восстановлению электроснабжения с помощью мобильных силовых установок начались на первом и втором блоках только 14 марта, когда авария уже переросла в катастрофу! У руководства АЭС не было никакого готового плана по предотвращению разрушения инфраструктуры АЭС на крайний случай.
В настоящее время идут работы по устранению последствий аварии. И до полного демонтажа станции ещё лет 40 и примерно $192,5 млрд (20% от годового бюджета страны). А пока проходят всевозможные экологические экспертизы, правительство продолжает сливать зараженную после очистки Фукусимы воду прямо в океан.
Загрязнение океана
И самое удивительное – все эти экологические организации типа GreenPeace, бьющие в набат и по меньшему поводу, молчат. Молчат о многочисленных нарушениях, отсутствии плана действий на случай аварии неполживые СМИ. Не ругают японское правительство. Скорее всего, это из-за того, что экологические организации, как и СМИ, озабочены только теми вопросами, которые приносят выгоду их хозяевам. Они не видят своей миссии в том, чтобы делать мир лучше, они просто вмешиваются то тут, то там, когда это кому-то выгодно.
Вот если бы авария случилась не на Фукусиме, а на одной из советских станций, тогда другое дело. Весь цивилизованный мир смотрел бы с укоризной, критиковал и цокал языком из каждого утюга.