Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Описывая дороги Монголии, стиль вождения жителей страны и другие дорожные особенности, было бы несправедливо не отметить, часто меняющиеся, как и во всех высокогорных районах погодные условия. А дорога от Улгия до Улан-Батора вся проходит в высокогорье - выше 1000 метров над уровнем моря. А также различные карантины на некоторых участках, могут закрыть дорогу через ту или иную долину. Все это, зачастую заставляет вносить серьезные поправки в маршрут и график вашей поездки.
Одной из целей нашего путешествия по Монголии были долина реки Орхон и водопад Улаан-Цутгалан. Именно к нему мы и решили повернуть с трассы Баянхонгор - Улан-Батор. Тем более что навигатор показывал расстояние до него 140 км через долину, тогда как в объезд через Хархорин было около 400 км.
И свернув с асфальтовой трассы двинулись по грунтовке через долину. Было сухо. Дорога, вполне проезжая, однако, сильно не разгонишься из-за торчавших камней на дороге.
И так около часа езды по живописнейшей местности, на которой то и дело встречаются стада пасущихся яков, пройдено около 50 км и наш путь упирается в полицейский кордон, а именно в юрту вокруг которой находятся насколько полицейских на мотоциклах. Один из которых преградил нам путь, из смеси английских, русских, монгольских, а также жестов рук, нам дали понять, что наш путь по долине завершен из-за карантина, и чтобы попасть на водопад нам все-таки придется, ехать через Хархорин.
Как оказалось, впоследствии карантины, в этой стране, где так развито скотоводство не редкость и необходимость. Очень жаль, а до водопада оставалось меньше ста километров. Еще около часа и мы опять на трассе.
Навигатор нам показывает другие дороги через долины, но мы решаем не рисковать, и как оказалось, это верное решение. Потому, после обеда в Арвайхээр (в городке, названном в честь жеребца, много лет побеждавшего в различных соревнованиях), нас ждал следующий "сюрприз" погоды.
При чем надо отметить, что на улице лето +25 градусов, мы в шортах и майках. Движемся дальше, не успеваем отъехать и 5 км от городка, как видим навстречу движется очень черная туча, и проходит каких-то 10 минут и тут начинается природный катаклизм.
Идет ливень со снежной крупой, видимость резко падает, уже не видно капота, встаем на обочину с аварийкой, в надежде, что нам никто не въедет в "зад". Так, как основная часть участников движения поступила, также как мы, но есть некоторые отчаянные, продолжающие движение по трассе. Постояв, так минут сорок, движемся дальше, так как видимость улучшилась. Да, не тут-то было, проехав метров 500, все начинается снова, еще минут на 40. Наконец-то светлеет, все стихает.
И нашим глазам предстает такая картина, все вокруг, все горы, поля под толстым слоем снежной крупы (порядка 30 см), через трассу с гор текут многочисленные бурные потоки. Вместе с колонной автомобилей, которых собралось довольно много на трассе, двигаемся в сторону Улан-Батора. Проезжаем около пяти километров, раз пять пересекая бурные потоки, причем они такие бурные, что заезжать в них приходится по встречке, так как машину заметно сносит, и из потока ты выходишь практически на своей обочине. И тут мы упираемся в огромную пробку, идем узнать - что случилось? Нашему взору предстает довольно страшная картина - очередной поток, через дорогу больше напоминающий бурную реку смыл часть полотна, и пару машин с него, и он продолжает течь, через трассу.
Участок перекрыт полицией, навстречу уже стоит большая очередь из машин. Походив между стоявших автомобилей и сделав несколько снимков, решаем вернуться в Арвайхээр и заночевать в одном из отелей города.
А утром двинемся дальше, так как начинает темнеть, а надежды на то, что в ближайшее время возобновят движение нет никакой. С трудом пробиваемся по трассе, через потоки воды, которые стали еще больше при этом они вынесли на дорогу много земли и крупных камней.
Ночуем в отеле. С утра на улице - опять лето. Дорожные службы поработали на славу. Основную грязь с дороги убрали. Одну полосу в смытом месте восстановили для движения. Лишь невысохшая грязь, и смытые с трассы автомобили в канавах обочин, напоминают о вчерашнем природном катаклизме.