Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В эпоху бронзы на Южном Урале оружия труда и оружие изготавливались, конечно же, из уже упомянутого металла. Однако вот украшения были из золота и серебра.
Археологические данные, подтверждающие использование драгоценных металлов, достаточно многочисленны. Все материалы получены в ходе раскопок курганов и кладов ряда родственных культур, существовавших в III - II тысячелетии до н.э.
Как раз в это время и получили наиболее широкое распространение золотые украшения. Иных предметов из благородных металлов в то время не изготавливали. К слову, в бронзовом веке украшения использовали не только в декоративных целях, они выполняли иные функции: служили символами принадлежности к какому-либо народу, племени; означали определенный социальный и политический статус; являлись магическими амулетами и т.п.
В целом, золотые изделия встречаются нечасто и обычно сочетаются с бронзовыми и иными деталями. Более того, в большинстве случаев золото или серебро использовалось в виде фольги, в основном для плакирования бронзовой, деревянной либо костяной основы. При этом разновидностей украшений бронзового века из драгоценных металлов не слишком много, и без учета тонких деталей можно выделить следующие группы: накосники, подвески в полтора оборота, височные кольца, шейные гривны.
Наиболее ранними являются украшения из Синташты, а также иных городищ и курганов синташтинской культуры. Подобные золотые изделия обычно не снабжены орнаментацией и имеют маленькие размеры по сравнению с более поздними. О них поговорим подробнее. Существует даже схематичная карта «месторождений» данных украшений.
В исследовании А.В. Епимахова, В.В. Зайкова и других в «Вестнике Государственного Южно-Уральского Университета» приведена следующая схема размещения археологических памятников и месторождений золота на Южном Урале.
В итоге мы видим, что в распоряжении археологов и историков оказались только три памятника, где точно встречаются золотые изделия – Степное 7, Чекатай и Ушкаттинский I.
Степное 7 (петровская культура)
Комплекс, расположенный в Троицком районе Челябинской области на левом берегу реки Уй, исследовался Д. Г. Здановичем и Е. В. Куприяновой (ЧелГУ).
Золотые артефакты были найдены в неординарном захоронении, датировка которого — XIX-XVII вв. до н. э. Яма содержала погребение троих взрослых, двое из которых были уложены в позе объятий. По инвентарю было установлено, что первым был молодой человек 15-17 лет. Кроме многочисленных украшений (браслеты, бусы, подвески) его сопровождал обильный и редкий металлический инвентарь (два топора, ножи, тесло, две иглы, пинцет и многое другое). Второй скелет принадлежал девушке 15-17 лет и не был снабжен ни украшениями, ни инвентарем. Отдельно от пары лежала женщина 45-55 лет, также обильно увешанная украшениями: браслеты, височные подвески из бронзы и золотой фольги, гарнитуры бус (бронза, бирюза). Содержание золота было довольно высоким – 86%.
Чекатай (алакульско-федоровская культура)
Комплекс Чекатай, расположенный в Варненском районе Челябинской обл., на восточном берегу озера Чекатай изучался Д. Г. Здановичем в 1997—1998 гг.
Золотосодержащие изделия XV в. до н. э. представлены золотой фольгой, покрывающей височные кольца из меди. На поверхности фольги фиксируется геометрический орнамент в виде поперечных лилий, зигзагов и треугольников15. Кроме колец, в погребении были обнаружены два желобчатых браслета и гривна из меди, более 80 мелких бус из стеклянной пасты, два керамических сосуда и части жертвенной овцы. Содержание золота в фольге – 60%, плюс 36% серебра.
Ушкаттинский I (алакульская культура)
Комплекс расположен в 9 км юго-восточнее поселка Домбаровский Оренбургской области, на левом берегу реки Ушкатты. По особенностям конструкции и найденному инвентарю курганы датируются XVII—XIV вв. до н. э. и относятся к алакульской археологической культуре.
Археологические раскопки В. В. Ткачева (2005-2007 гг.) выявили в захоронениях около двадцати золотых изделий. Это, в основном, височные подвески из бронзы, покрытые золотой фольгой. На поверхность нанесен орнамент в виде горизонтальных полос, выполненных чеканкой и покрывающих среднюю часть длинных лопастей и их окончания.
Анализ металла показал, что украшение было изготовлено из сплава с заметным содержанием меди (золото 77%, серебро 18%, медь 5%).
Что касается месторождений золота, которые являлись источниками сырья для ювелиров бронзового века, их на Южном Урале было обнаружено несколько сотен. Свидетельством добычи в древности золота являются находки орудий древнего горного дела на берегах рек и следы разработки золоторудных месторождений. Золото комплекса Степное 7 по составу соответствует металлу Миасской и Миндякской россыпей. Ушкаттинский металл более соответствует россыпи Восточно-Ирендыкской. Для могильника Чекатай подходящим составом является золото Мелентьевского месторождения.
Итог
Подводя итог, хочется сделать несколько выводов. Во-первых, золото стало популярным металлом для украшений на Южном Урале в последних веках III тыс. до н. э. и связано с синташтинским кругом памятников. Во-вторых, скорее всего, производство ювелирных изделий базировалось на местных источниках. В-третьих, чаще всего технология изготовления украшений была следующей: благородные металлы использовались в виде фольги разной толщины, покрывающей медную, бронзовую или органическую основу. Ну и в-третьих, традицию Синташты использовать золото переняли представители иных культур.
Также подчеркну, что в конце эпохи бронзы золото из украшений пропало. Может быть, это связано с утратой навыков работы с благородными металлами, а может быть, и изменением обрядов. Но зато кочевые племена, пришедшие в район Южного Урала с Востока, принесли и оставили в наших землях ярчайшие образцы ювелирного искусства иного типа. Однако это уже совсем другая история.