Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Почему в Антарктиде могут впадать в состояние «психологической гибернации»?
Новое исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, проливает свет на механизмы адаптации у людей, долгое время пребывающих в изоляции при экстремальных природных условиях. Исследователи Антарктиды, работающие на полярных станциях по 10 месяцев, впадают в состояние «психологической гибернации», чтобы справиться со стрессами в условиях изоляции, постоянной темноты и холода.
Исследовательская станция «Конкордия» в Антарктиде. Фото: ESA
Исследователи из Манчестерского университета, Бергенского университета в Норвегии и Тилбургского университета в Нидерландах следили за психологическим состоянием двух групп полярников на франко-итальянской станции «Конкордия» в Антарктиде. Станция находится на высоте 3232 м над уровнем моря, и в этом регионе самый сухой воздух на Земле, а также низкое давление воздуха и, следовательно, атмосфера с низким содержанием кислорода. Средняя температура воздуха составляет -51° C, а самая низкая зарегистрированная температура равнялась -85 °C. Транспортное сообщение со станцией возможно только с ноября по февраль, все остальное время она полностью отрезана от мира.
В эксперименте приняли участие 27 человек в возрасте от 22 до 58 лет, в числе которых находились три женщины. Используя психометрические опросники, авторы работы фиксировали изменения качества сна, эмоционального состояния и стратегий выживания в течение зимы.
Ученые обнаружили, что в зимние месяцы – в условиях, когда полярники были вынуждены почти все время находиться в помещении – качество их сна и эмоциональные показатели существенно снижались, но начинали улучшаться с окончанием зимы и потеплением.Такая закономерность вполне предсказуема, и в зимний период ученые рассчитывали увидеть ослабление активных форм поведения (например, активное решение проблем или утешительный разговор с самим собой) за счет усиления пассивных форм (отрицание и депрессия).
На самом же деле в самые тяжелые зимние месяцы ослаблялись и активные, и пассивные формы преодоления стресса, что приводило к общему снижению эмоциональной составляющей и растущему безразличию.
«Наши результаты говорят о существовании некой формы психологической гибернации. Предыдущее исследование показало, что это защитный механизм от хронического стресса, который имеет смысл, если условия не поддаются контролю, но вы знаете, что в какой-то момент в будущем все станет лучше. Можно просто уменьшить усилия по преодолению трудностей, чтобы сохранить энергию», – говорит доктор Нейтан Смит (Nathan Smith).
Ранее исследователи уже отмечали симптомы, которые возникают у полярников во второй половине срока их пребывания на станции: рассеянность, спутанность мыслей, дефицит внимания и ухудшение контроля над внешней ситуацией. Подобные реакции наблюдаются у людей, проводящих много времени в изолированных и ограниченных условиях.
Исследования в Антарктике важны, так как считаются сопоставимыми с космическими полетами (авторы работы даже сравнили свои данные с теми, что были получены в эксперименте «Марс-500»), поэтому их результаты помогут понять, как создавать лучшие условия для космонавтов во время длительных полетов.
Текст: Диана Галимова
Psychological Hibernation in Antarctica by Gro Mjeldheim Sandal, Fons J. R. van deVijver and Nathan Smith in Frontires in Psychology. Published November 2018