Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В феврале официально завершилась миссия MER – Mars Exploration Rover. В NASA официально признали потерю второго марсохода-близнеца, Opportunity. Это не воспринималось как трагедия: ведь что Opportunity, что его брат-близнец Spirit в десятки раз превысили расчетный срок своего существования! Сегодня мы попробуем рассказать немного больше о научной составляющей миссии в нескольких фотографиях.
На счету Opportunity — железо-никелевый «мозг» размером с баскетбольный мяч. На самом деле, это — первый метеорит, найденный на другой планете. Марсоход сфотографировал его в 2005 году около остатков теплового щита, защищавшего ровер во время спуска на Марс. Так этот метеорит, очень напоминающий мозг, и назвали — Heat Shield Rock.
Конечно же, главной целью марсоходов стало изучение геологии Марса и попытки выяснить, была ли когда-либо на этой планете жизнь. Место посадки Opportunity оказалось дном бывшего водоема.
Главным подтверждением этого стали микросферы (сферулы, spherules). Равномерное распределение этих шариков породы свидетельствовало о том, что они образовались в жидкости.
Еще одним индикатором наличия там воды в прошлом стал гематит. Геологам не терпелось добраться до богатого гематитом участка, чтобы внимательно изучить почву — это могло раскрыть секреты о том, как гематит попал в это место. Знание того, как сформировался гематит на Марсе, может помочь ученым охарактеризовать окружающую среду прошлого и определить, обеспечивала ли эта среда благоприятные условия для жизни.
«Серый гематит — это минеральный индикатор прошлой воды. Это не всегда связано с водой, но часто», — говорит доктор Джой Крисп, научный сотрудник Лаборатории реактивного движения NASA.
В соединении с данными аппарата Mars Global Surveyor, спектрометр аппарата Opportunity позволил построить первый высотно-температурный профиль атмосферы Марса.
Ну и конечно же, к заслугам Opportunite относятся и исследования самой атмосферы, включая снимки пылевых смерчей, разгуливающих по поверхности Красной планеты.
Были среди научных работ марсоходов и астрономические исследования. Помимо красивых снимков голубого заката, были и собственно астрономические наблюдения.
За марсоходами числятся и первый снимок метеора в марсианской атмосфере, и снимок Земли и Луны с Марса, и фотографии солнечного затмения – прохождение Фобоса по диску Марса.
Снимал Opportunity и прохождение Меркурия по диску Солнца, но разрешения камер, чтобы его увидеть, не хватило.