Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Самую большую в мире географическую карту, выполненную из драгоценных и полудрагоценных камней, реставрируют специалисты, которые 10 лет назад восстановили знаменитую Янтарную комнату.Когда смотришь на крупнейшую в мире мозаику площадью 27 квадратных метров с изображением подлинной физической карты Советского Союза в масштабе 1:1 500 000 со всеми морями и реками, горами и месторождениями, крупными городами и даже промышленными предприятиями – дух захватывает от гордости за державу и мастерство ювелиров, филигранно выложивших такое произведение. И одновременно – ком в горле: какую страну, созданную потом, кровью, интеллектом многих поколений, – потеряли…
Как напоминание о былом величии Советского государства – драгоценный памятник, хранящийся во ВСЕГЕИ, Всероссийском Научно-исследовательском геологическом институте имени академика Карпинского.
Рассказывает директор Центрального геологоразведочного музея имени академика Чернышева ВСЕГЕИ, заслуженный геолог России Алексей СОКОЛОВ:
– История карты началась в 1936 году, когда к 20-летию Великого Октября планировалась художественная выставка «Индустрия социализма». Её, как гласит легенда, по инициативе наркома тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе было решено предварить гигантской картой СССР, на которую предстояло нанести все промышленные предприятия, построенные за годы Советской власти. Однако эту экспозицию отменили, а суперкарту постановили отправить на Всемирную выставку 1937 года в Париж. Сроки работ сократились, и уникальное произведение было создано всего за 11 месяцев.
Это и крупнейшая в мире каменная мозаика, выполненная во флорентийской и русской технике, площадью почти 27 квадратных метров, весом три с половиной тонны, и точная физико-географическая карта Советского Союза. Её макет изготовили в Академии художеств, тщательно подобрав цветовую гамму в соответствии с особенностями каждой конкретной местности. Весь камень – наш, отечественный. Высоты и суша – уральская яшма, водные акватории – лазурит, низменности – амазонит. Единственный зарубежный материал, благородный опал для ледников – из Венгрии.
Для обозначения городов и столиц использованы искусственные рубины, такие же, как в кремлёвских звездах; названия столиц союзных республик – из уральских изумрудов; слово «Ленинград» выложено александритами, Москву символизирует звезда с серпом и молотом из рубина со вставками из 17 маленьких бриллиантиков.
У каждой из отраслей – особый ювелирный значок. Гранатами-альмандинами были обозначены объекты стройиндустрии и электростанции; аметистами – предприятия кожевенно-обувной и текстильной промышленности; горным хрусталём – фабрики бумпрома; раухтопазами и золотистыми топазами – трубопроводы, производства по переработке животного и растительного сырья; изумрудами – объекты лесного хозяйства и деревообработки. Для химической промышленности использовался лунный камень, металлургии и машиностроения – синтетические рубины. Вставками из чёрной и белой яшмы в различных сочетаниях были нанесены месторождения полезных ископаемых. Таких условных обозначений из полудрагоценных камней – порядка десяти тысяч. В одном только Московском регионе – более 800 значков.
Буквы СССР и граница страны выполнены из родонита. Северный морской путь выложен 630 огранёнными аквамаринами. Из этих же кристаллов – Беломоро-Балтийский и Ферганский каналы. Флаг на Северном полюсе составлен из рубинов и карельских гранатов.
Камень везли со всего Союза, работали Свердловская и Петергофская гранильные фабрики, создавалась карта на «Русских самоцветах». Над шедевром круглые сутки работали 667 специалистов. Карта состоит из 98 секций, разделённых по линиям параллелей и меридианов. Для каждой создали отдельный чемодан с собственным ложементом, чтобы камушки не осыпались.
В Париже карта была удостоена Гран-при, после чего произведение было решено отправить на Всемирную выставку в Нью-Йорк в 1939 году. Чтобы показать очередные достижения социализма, верхнюю часть мозаики нарастили на75 сантиметровтопазами, горным хрусталём и фенакитами обозначили дрейф папанинской станции «Северный полюс–1», а также подправили расширившиеся границы СССР и нанесли названия на английском языке. В Нью-Йорке «панно индустриализации» получило золотую медаль. По возвращении домой уникальное произведение передали в Государственный Эрмитаж.
В 1946 году вернувшуюся из эвакуации мозаику ещё раз отреставрировали, обозначив послевоенные границы, после чего установили на тронном подиуме Георгиевского зала Эрмитажа, где она экспонировалась до начала ремонта помещения. С 1987 года ювелирный шедевр – на почётном месте в музее ВСЕГЕИ.
Когда Союз стал разваливаться, начала разрушаться и карта. Во время японских землетрясений вспучился Дальний Восток; стало неспокойно на юге – посыпались значки кавказских республик…
Кроме околомистического объяснения, что камни сохраняют память, есть и сугубо научное. При создании произведения использовалась модная в 30-е годы текстолитовая основа, которая тогда считалась вечным материалом. Однако по классической технике флорентийской мозаики камень клеится только на камень – на мрамор или сланец.
Поэтому, чтобы сохранить уникальный памятник Советскому Союзу и предвоенным ювелирам, ВСЕГЕИ при активной поддержке Федерального агентства по недропользованию начал реставрацию карты. Поручили это Царскосельской янтарной мастерской, где к 300-летию Петербурга воссоздали знаменитую Янтарную комнату.
В 2007-м отреставрировали первую пробную секцию панно, на которой отработали методику, подобрали специальную мастику, чтобы камень лучше держался, и начали очень аккуратно переносить изображение на сланец. Попутно восстанавливают снятые в 1946 году обозначения промышленных объектов, полируют поверхность.
Сейчас на реставрации четыре дальневосточных секции. Герб СССР диаметром 130 сантиметров из полудрагоценных камней уже готов. Полностью работа завершится к 90-летию образования Советского Союза.