По данным искусственных спутников Земли, каждый день в поверхность нашей планеты «вонзается» неисчислимое множество молний. Обычно разряды атмосферного электричества атакуют всякого рода возвышенности – горы, деревья, строения, и даже корабли в море и автомобили на дороге. Нередко молнии попадают и в землю. В отдельных случаях следствием такого взаимодействия становится появление фульгурита.
Слово «фульгурит» - греко-латинское, и означает «камень удара молнии». Термин исчерпывающе точен: всякая разновидность фульгурита – ни что иное как овеществленный след мощной молнии. Пожалуй, даже особо мощной! Ведь молний много, а фульгуриты редки.
Раритетность фульгуритов – следствие малой вероятности стечения обстоятельств и возникновения условий, благоприятствующих образованию диковинных камней.
Если удар молнии пришелся на плодородный грунт, хорошо смоченный дождем, фульгурита скорее всего не получится: разряд растечется во все стороны из-за высокой проводимости влажной почвы. Нагреть рыхлую мокрую землю до температуры плавления минералов молния просто не успевает.
Если энергия молнии большей частью истрачена на пробой многокилометрового участка атмосферы (воздух – прекрасный диэлектрик), на образование фульгурита просто не хватит «сил» - даже если грунт песчанистый, и образование в нем фульгурита возможно.
Но если разряд продолжителен и силен, на месте его удара в землю вполне может образоваться фульгурит – даже под тропическим ливнем. Энергии в трех- или пятисекундной молнии (обычная продолжительность разряда – доли секунды) столько, что в месте ее вхождения в грунт мгновенно испаряется влага, плавится камень, а газообразные продукты высокотемпературного взаимодействия раздувают расплав в трубку сложной формы.
Большая часть фульгуритов строением напоминает трубку небольшого сечения и неправильной формы, часто со стенками из пористого материала. Наличие полостей в камне объясняется механизмом образования фульгуритов.
Для появления в земле следа от молнии мало высокой силы тока. Требуется, чтобы материал успел разогреться и расплавиться в плазме электрического разряда. Поскольку грунты многокомпонентны, температура плавления и кипения слагающих почву элементов порой сильно разнится.
Если силикаты (песок) плавятся при разогреве до 1600 или даже 2000?С, то вода при такой температуре превращается в перегретый пар и создает огромное давление на стенки полости. В результате траектория прохождения электрического тока являет собой узкую область расплавления пород и испарения влаги. Получившийся фульгурит строением напоминает трубку, а формой – разветвленное дерево, изящный коралл или даже мочковатый корень.
Песчано-меловые холмы, как правило, напрочь лишены грунтовых вод, и если мощная молния ударяет в такую возвышенность до начала дождя, фульгурит может получиться в виде причудливого слитка малозаметной пористости. Подобные фульгуриты образуются и в твердых породах скал, подвергшихся воздействию молний. Называются такие образования петрофульгуритами.
Петрофульгуриты андезитовой вершины Малого Арарата представляют собой зеленоватые стеклянистые образования – столь многочисленные, что даже родился термин «фульгуритовый андезит».
Относительно легкоплавкие материалы могут образовывать фульгуриты, по форме напоминающие кусок застывшей пены или пемзы. Правда, структурные различия в строении такого фульгурита позволяют отчетливо различить центральную зону наибольшего разогрева породы.
Фульгуриты, образованные при прохождении разряда в сыпучих породах, снаружи облеплены почти не измененным природным материалом. Недостаточный и односторонний разогрев обломков породы приводит к частичному сплавлению песчинок и мелкого щебня. Такие фульгуриты крайне хрупки и в естественных условиях сохраняются относительно недолго.
Внутренняя поверхность трубчатых фульгуритов образована полностью расплавленными и фактически превращенными в стекло силикатами. Многие из фульгуритных трубок настолько гладки изнутри, что напоминают раковины моллюсков, выстеленные перламутром.
Размеры фульгуритов зависят от многих факторов. Фрагментированные следы молний порой уходят на 15 метров в глубину. Однако обычно трубчатые фульгуриты не длиннее нескольких дециметров, а обильно разветвленные образования в объеме занимают несколько литров.
Не всякая интересная находка – фульгурит.
Очень часто путают фульгуриты и белемниты. Традиция этой путаницы проистекает из дохристианских времен, когда ископаемые белемниты звались «стрелами Перуна», а их происхождение объяснялось нетленностью божественного оружия.
Иногда за фульгуриты выдают тектиты, образующиеся в результате плавления грунта при извержении вулкана, взрыве, метеоритном ударе и т.п. воздействии. В ход могут идти рассказы о молниях, сопровождающих пирокластерные потоки и облака раскаленного газа и пыли, образующиеся во время атомных взрывов.
Следует понимать, что токи в молниях, сопутствующих вулканическим извержениям, недостаточно сильны для образования фульгуритов. Электрические разряды при ядерных испытаниях направлены от земли в воздух, и потому к расплавлению пород не приводят.