Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2019-01-23 21:34

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова

Планета Земля, северное сияние

Даниил Коржонов – известный пейзажный фотограф, его снимки публикуются во многих российских и зарубежных журналах. Лауреат премии Best of Russia и финалист конкурса National Geographic, Даниил почти все время путешествует. Его особенно интересуют пейзажи со снегом и льдом: за ними фотограф отправляется то в Антарктиду, то на Лофотенские острова, то на Урал и Камчатку. С собой Даниил берет технику Nikon: он один из десяти амбассадоров этого бренда в России.

Мы попросили Даниила рассказать о его опыте съемок зимней природы и одной из ее главных красот – северного сияния.

Техника для пейзажной съемки зимой

Фототехника для съемки зимних пейзажей, в принципе, мало чем отличается от набора на лето. Это штатив, камеры (я сейчас в основном снимаю на D850, хотя теперь подумываю частично перейти на Nikon Z 7), объективы и фильтры. Единственное отличие – нужны батареи большого объема или несколько батарей, потому что на морозе они разряжается намного быстрее.

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Южный Урал. © Даниил Коржонов

Что касается объективов, я использую три основных. 70% снимков делаю на «ширики», самый рабочий – 14-24mm. С ним можно полностью захватить передний план и получить объемную, глубокую картинку, в том числе с низкой точки съемки. Однако с прорисовкой перспективы он уже не справляется: чтобы снять, например, заснеженные горы вдали, нужен средний зум или даже телевик – у меня это 24-70mm и 70-200mm.

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Антарктида. © Даниил Коржонов

Почти всегда на моих объективах установлены фильтры – нейтральный, поляризационный или градиентный. Поляризационный нужен в том числе и при съемке льда, чтобы избавиться от бликов солнца на нем.

Отдельная тема – хранение оборудования в зимних походах: фототехника очень чувствительна к перепадам температур. Ее нельзя вносить с мороза в тепло сразу, а на ночь необходимо упаковывать в герметичный мешок. Во время трекингов я ношу камеру в кофре под курткой – это не очень удобно, но так батарея работает дольше.

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Байкал. © Даниил Коржонов

Как снимать звезды

Зимой световой день короткий, что мне лично очень нравится, потому что я люблю снимать звездное небо, северное сияние и залитые лунным светом пейзажи. Запечатлеть «россыпь звезд» может камера с большим диапазоном ISO и широкоугольный светосильный объектив – его диафрагма должна быть не меньше f/2.8. Обычно ночное небо я снимаю с ISO 3000-5000 и выдержкой 30 сек. Если хотите захватить больше звезд, советую отъезжать как можно дальше от города и выбирать безлунную ночь, иначе полумесяц даст сильную засветку.

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Боливия. © Даниил Коржонов

Если же вы снимаете не только небо, но и ландшафт, Луна будет отличным источником света, и это позволит обойтись без фонариков. Тем более что они больше предназначены для съемок переднего плана, а вот дальний – например, горы на горизонте – осветить трудно чисто физически. У пейзажных фотографов есть лайфхак для проработки и переднего, и дальнего плана: снимать первый с искусственным светом и потом оставлять камеру на штативе в том же положении до восхода Луны.

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Антарктида. © Даниил Коржонов

Без искусственного света не обойтись

Есть на небе Луна или нет, я в любом случае не отправляюсь на ночную съемку без фонариков. Обычно использую их как контровый свет, чтобы расставить акценты в пейзаже: подчеркнуть силуэты, границы кадра и прорисовать фактуру. Например, освещенный снег сразу приобретает объем и слоистость. Обычно для ночных зимних пейзажей я использую не меньше трех фонариков, а если в кадре есть человек, нередко даю фонарик в руки и ему. Такие мизансцены обычно выглядят романтично и даже философски, как будто маленький человек ищет путь под огромным звездным небом. Например, на фотографии ниже несколько фонарей установлены за елками и один держит модель.

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Южный Урал. © Даниил Коржонов

На следующем снимке один фонарик я поставил позади камня, а вторым подсветил кадр сбоку слева, отбежав от камеры на пару секунд. Здесь подчеркивать человека не понадобилось.

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Южный Урал. © Даниил Коржонов

Уловимое северное сияние

Как и звездное небо, северное сияние можно снимать только на камеру со светочувствительной матрицей и объектив с диафрагмой не меньше f/2.8. Конкретные параметры зависят от погодных условий. Если всполохи видны слабо, я обычно устанавливаю значение ISO 2500–3200 и выдержку в 30 сек. Когда сияние, наоборот, быстро переливается, понижаю ISO до 1600–3200 единиц и укорачиваю выдержку до 6–15 сек., а при свете Луны – до ISO 800–2500 и 10 сек., плюс прикрываю диафрагму.

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Лофотенские острова. © Даниил Коржонов

В целом снимать северное сияние – почти то же самое, что снимать воду. Если хотите получить плавные формы, выставляйте длинную выдержку, для прорисовки деталей и острых пиков – более короткую (5-9 сек).

Охота на северное сияние: съемка зимних пейзажей. Советы от Даниила Коржонова
Северный Урал. © Даниил Коржонов

Лично я очень люблю снимать зимой. Это трудно: ты отмораживаешь пальцы, проваливаешься по колено в сугробы, в лицо летит пурга, замерзает камера. Но красота зимних пейзажей определенно того стоит.


Источник: photar.ru