Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Продолжаем подводить итоги осеннего сезона археологических раскопок в Помпеях. В предыдущем блоге на эту тему мы рассказали про находки предметов домашнего обихода, открытые в Доме Юпитера, Доме Юлия Полибия и в ряде других мест. Теперь речь пойдет про новые фрески и настенные надписи. О них рассказывает Юлли Улетова, автор сайта Помпеи: шаг за шагом.
Новые раскопки в V районе Помпей открывают миру все новые древнеримские фрески, в том числе сюжетные и фигуративные.
Например, традиционный герой росписей — купидон. На знаменитых фресках Дома Веттиев в Помпеях маленькие шалуны чем только не занимаются: изготавливают монеты, вино и благовония; катаются на колесницах, запряженных оленями (а один оседлал даже краба); стреляют из лука; пекут хлеб; плетут гирлянды из цветов и так далее. Своей жизнью амуры живут также на фресках Дома Марка Лукреция, Дома Марка Фабия Руфа и других помпейских владений.
Известный нам Дом Дельфинов (Casa dei Delfini) продемонстрировал полностью расчищенную стену с черным купидоном.
В доме вдоль улицы Везувия (via del Vesuvio), который пока не имеет никакого названия, открыто уже несколько помещений с прекрасной живописной отделкой. Фауцы — пространство или помещение при входе в римский дом — дарят нам фигуру Приапа, взвешивающего свой фаллос. Такая роспись в Помпеях уже известна — так же при входе в дом богатых вольноотпущенников Веттиев нас встречает Приап, занятый тем же самым. Это изображение несло в себе доброе пожелание изобилия в доме, которое, как известно, дороже золота.
Приап — античный бог плодородия, которого Гера, супруга Зевса, наградила гротескной внешностью с сильно увеличенными половыми органами. Тем не менее, в отличие от наших дней, в древности фаллос являлся символом благополучия, богатства, хорошей торговли, а также был апотропеем, то есть защищал своего владельца от сглаза.
Новый помпейский Приап, к сожалению, в самом прямом смысле потерял лицо — непонятно, по какой причине и кем оно было уничтожено.
В связи с этим изображением стоит упомянуть и о вновь открытом в V районе уличном знаке с изображением фаллоса.
Подобные знаки на стенах улиц часто встречаются в Помпеях, и далеко не всегда они так неприличны с нынешней точки зрения. Среди них можно найти как изображения инструментов или геометрических мотивов, так и животных и людей. Однако, как уже говорилось выше, именно фаллос наполнен благожелательным смыслом и несет в себе защиту от сглаза, поэтому он нередок на стенах Помпей.
Кстати, под уличным знаком расчищена и новая избирательная надпись, призывающая голосовать за Капрасия — одного из претендентов на должность дуумвира в Помпеях. Вероятно, это касается уже известного из нескольких подобных объявлений Авла Веттия Капрасия Феликса.
Но вернемся в дом на улице Везувия. Одна из кубикул дома, — так назывались спальни у древних римлян, — еще не освобожденная на тот момент полностью от лапилли, уже явила свету свою прекрасную отделку. Верхние, открытые части стен комнаты украшены многоярусным фризом, с которого «свисают» пинаки — так в античности назывались картины на деревянных досках, часто использовавшиеся как приношения в храмы. На одной из таких пинак изображен морской пейзаж, на другой — натюрморт. Пространства между пинаками оживляют миниатюрные птицы и животные.
Именно в этой кубикуле из-под вулканического мусора появился женский образ — спартанской царицы Леды, матери прекрасной Елены.
На стене другого помещения в этом же доме открыт еще один женский портрет — на этот раз в медальоне. Конечно, хочется видеть в этом портрете одну из обитательниц дома, но, скорее всего, это идеализированное изображение какой-нибудь римской добродетели.
Такие живописные украшения стен — они также называются тондо — нередки в помпейских домах. В тондо помещали портреты богов и богинь, известных трагиков или комедиографов (преимущественно, конечно, греческих), мифологических героев и фантастических персонажей.
Дом с садом (Casa con Giardino) в этом сезоне регулярно фигурирует в новостях: в одном из помещений обнаружена сделанная углем надпись, уточняющая дату извержения Везувия в 79 году. Здесь также очищена комната в так называемом «III стиле» древнеримской настенной живописи — орнаментальном. В новых раскопках V района комнату, оформленную в «III стиле», нам уже демонстрировал летом Дом Юпитера.
Однако здесь, в Доме с садом, «III стиль» более прихотлив, он включает в себя мифологическую составляющую. Каждая стена в комнате разделена на три панели. Центральную, красную, панель украшает панно с сюжетом. Предположительно, на одном из таких панно изображена Афродита с Эротом в обществе Адониса (или, возможно, Париса), на другом, к сожалению неполном из-за обрушения верха стены, можно различить Эрота и нижнюю часть тела, видимо, богини. Кажется, они развлекаются рыбалкой.
Панели справа и слева от центральной выкрашены в желтый цвет и скромно украшены декоративными архитектурными элементами, доставшимися «III стилю» в наследство от «II стиля». На боковых панелях стен с Афродитами в центре художники разместили небольшие рисунки — довольно распространенные мотивы в помпейских росписях. К сожалению, уцелели только два из них: маленький пухлый купидон и тондо — медальон с женским портретом. На этот раз портрет выписан с гораздо большим тщанием, нежели в доме на улице Везувия, и сохранился не в пример лучше.
В росписи нижнего яруса стен этой комнаты использованы растительные мотивы и традиционные архитектурные и орнаментальные элементы по черному фону.
Соседняя комната, а на самом деле помещение под портиком (который мы видели на последней фотографии в предыдущем выпуске нашего блога), расписано в тех же цветах, что сам портик и комната с Афродитами, — в красном и желтом с нижним черным ярусом. Центральная панель правой от входа стены украшена панно с изображением какого-то культового праздника на фоне пейзажа. Здесь на полу сохранилась черепица обрушившейся крыши портика.
Еще одна представленная журналистам комната тоже оформлена в «III стиле», на этот раз более скромном. Роспись здесь украшают лишь стилизованные архитектурные элементы, зато для фона нижнего яруса вместо черного цвета выбран яркий жизнеутверждающий помпейский красный (rosso pompeiano).
Владение через дорогу от Дома с садом — Дом Юпитера (Casa di Giove), с которым мы тоже уже знакомы, — очищается помпейскими археологами не менее активно. Два помещения освобожденных от лапилли нам показали еще летом — комнату в «I стиле» и комнату с канделябром. И вот еще два новых — одно из расположенных вокруг атрия, через стенку от комнаты, оформленной в «I стиле».
Атрий — главное помещение в римском доме, где встречали гостей. Просторное и высокое, оно обычно имело по двум сторонам несколько небольших комнаток (часто даже без окон) — кубикул-спаленок. Очередная такая кубикула открывается нам в Доме Юпитера. Она отделана в «III стиле», а значит, как мы уже знаем, получила этот декор в первой половине I века нашей эры, до землетрясения 62 года в Помпеях.
Расположена она через стенку от комнаты в «I стиле». Минималистичный «III стиль» с изящной прописью деталей и спокойной палитрой цветов сильно поврежден извержением.
Именно в этой комнате, расчистив ее до конца, археологи нашли также разбросанные сосуды и мозаичный пол (о котором мы также уже рассказывали).
Второе помещение, тоже в «III стиле», расположенное за известной нам комнатой с канделябром, подверглось во время извержения вулкана пожару. Об этом свидетельствуют следы открытого огня на нижней части украшенной росписью стены и сгоревшие остатки чего-то органического на полу. Несомненно, здесь стояла какая-то деревянная мебель, предположительно кровать, которая и оставила о себе такое вот напоминание археологам.
Как и Дом с садом, Дом Юпитера не избежал народного творчества гостей или самих хозяев. В вестибуле, декор стен которого сделан в «I стиле», обнаружены граффити с надписями и рисунками.
А в следующем нашем выпуске речь пойдет о найденном археологами ларарии — небольшом домашнем святилище, открытом археологами в V районе Помпей.