Геолог: осенние подземные толчки могут предвещать более серьезное ЧП. Как его предугадать?
В 2018 году было разбито мнение о безопасности Уральских гор. Осенью горнозаводская зона Челябинской области пережила серию землетрясений. В некоторых домах потрескались стены и покосились печи. Серьезно пострадала больница в Катав-Ивановске, неподалеку от эпицентра. Научный сотрудник национального парка «Таганай» (Златоуст) геолог Марина Середа рассказала «URA.RU», почему землетрясения могут стать предвестниками более мощных толчков.
— Что необычного в осенних землетрясениях в Катав-Ивановском районе?
— Странно, что была серия.
Либо это отдельные толчки, либо, не дай Бог, форшоки — подготовка более мощного землетрясения. Форшоки могут длиться до года. А потом как ударит 12-балльное землетрясение!
Это я преувеличиваю, конечно. Не должно быть у нас 12-балльное землетрясение. Нам и пяти баллов хватит, чтобы некоторые высотки сложились, как карточные домики.
— Как определить, в Катав-Ивановском районе были форшоки или все уже закончилось?
— Сейчас там работают сейсмологи из Перми. По результатам они должны сказать.
— В МЧС сообщили, что землетрясение было магнитудой 4,5 балла. Насколько это серьезная цифра?
— Магнитуда фиксирует интенсивность толчка с помощью приборов. Мы всегда оценивали по российской 12-балльной шкале. Она позволяет определять мощность землетрясения уже после самого факта — по разрушениям и другим критериям. Толчки в Катав-Ивановском районе были в пределах 4 баллов по отечественной 12-балльной шкале. Один балл от другого по мощи отличается в 32 раза. Например, 2-3 балла можно не заметить. При трех баллах в ослабленных зонах посуда задребезжит. При четырех баллах уже мебель двигается. Пять баллов — это очень серьезно, могут пойти трещины в домах. Мы во время инженерно-геологических изысканий рекомендовали строителям проектировать здания с учетом 6-балльной сейсмоактивности.
— Реально прогнозировать землетрясения?
— До этого года, последнее серьезное землетрясение было 20 августа 2002 года. Эпицентр находился в Златоусте. Помню, как тогда в районе Машзавода сломанный лифт в девятиэтажке упал на первый этаж, у меня дома дребезжали стекла и посуда, у многих очень странно себя вели животные — прятались и были агрессивными. После того землетрясения я пыталась сделать прогноз. Изучала ситуацию с позиции гидрогеологии. И выяснила, что чаще всего землетрясения происходят при сильных дождях, паводке, утечке из водохранилищ. Когда поверхностные воды поступают в подземные пласты, они действуют, как смазка.
Я изучила данные с момента начала работы нашей метеостанции в Златоусте. У меня четко получилось, что пики землетрясений (1943 год, 2002 год) приходятся на наибольшее количество осадков. Я даже сделала гидрогеологический прогноз. В Златоусте по этим циклам где-то в 2022 году должно было произойти 4-балльное землетрясение. Правда, оно произошло раньше, и эпицентр был не здесь, а неподалеку — в Катав-Ивановском районе.
— За счет чего животные заранее чувствуют землетрясение?
— Благодаря сенсорному восприятию. Змеи выползают, потому что чувствуют еле уловимое колебание почвы. Кошки, собаки, коровы могут бежать, мычать. Их сенсорное восприятие более тонкое, чем у человека.
— Кроме непривычного поведения животных, есть какие-то признаки скорого землетрясения?
— Землетрясение начинается со свечения и гула. Свечение может быть за несколько дней, часов или минут. Оно идет снизу, от гипоцентра, вверх — к эпицентру землетрясения. Свечение можно спутать с зарницей. За несколько секунд перед толчком слышится гул. А потом уже чувствуются толчки —тектонические плиты, либо сталкиваются, либо происходит надвиг одной на другую, либо сброс.
— Какие регионы Урала наиболее подвержены землетрясениям?
— Южный Урал и Башкирия. На Среднем Урале тоже были землетрясения, но в пределах 3-4 баллов. Конечно, у нас не такой сейсмический район, как в более молодых горах: Тянь-Шань, Памир и другие в Китае и Японии. Наши горы — одни из старейших на планете. Однако не «мертвые». В свое время мы проводили изыскания, делали нивелировку железных дорог и выяснили, что у нас горы растут на 4 миллиметра в год. А в Башкирии в районе горы Ямантау с каждым годом поднимаются на 11 миллиметров. Земля же не монолитная. Даже подвижки сейсмических поясов под Тихим океаном доносятся до нас.
— Землетрясения случаются из-за того, что ядро через мантию воздействует на земную кору?
— Да, ядро нашей планеты жидкое, оно «кипит», плавит мантию и нижнюю часть земной коры, которая вся прошита трещинами. Из-за этого происходят подвижки. Самые последние на Урале — в районе Катав-Ивановска. Это уже ближе к Предуралью, к Предуральскому краевому прогибу. Там уже не такие монолитные породы, как, скажем, в Златоусте. Хотя у нас в городе землетрясение тоже ощущалось, и продвинулось даже на юг по трещинам — толчки немного чувствовались даже в Миассе.
Здесь проходит Главный уральский разлом. Это глубинная трещина, которая образовалась 1,5 миллиарда лет назад между Русской платформой и Западно-Сибирской низменностью, когда они растянулись. Она тянется от Карского моря до Каспия и когда-то была заполнена водами северного протоокеана. Потом все это сжалось, образовались горы. Все эти разломы заполнены обломами породы, связаны глиной, по ним циркулирует вода подземная — то есть это зона наибольшего напряжения, но наименьшей прочности. По таким ослабленным зонам продольные сейсмические волны и производят ощутимые толчки. И теперь довольно часто случаются землетрясения.
Источник: ura.news