Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Глобальное изменение климата – одна из наиболее неотложных сегодняшних проблем человечества. Наука чрезвычайно ясно говорит, что происходит: Земля разогревается, причиной тому служат испускаемые в результате человеческой деятельности парниковые газы, и концентрация этих газов со временем только продолжает расти, не переставая. И хотя раздаётся множество призывов по уменьшению выбросов, сбору углерода, отказа от ископаемого топлива, мало чего эффективного было сделано. Земля продолжает разогреваться, уровень моря повышается, и глобальный климат изменяется. Можем ли мы предпринять иной подход, и частично закрыть свет, идущий от Солнца? Такой вопрос задаёт нам наш читатель:
Почему бы нам не рассмотреть строительство солнечного экрана в космосе, изменяющего количество света (энергии), приходящей на Землю? Все, испытывавшие полное затмение, знают, что температура уменьшается, а свет приглушается. Идея в том, чтобы сделать что-нибудь, располагающееся между нами и Солнцем целый год.
Это один из наиболее амбициозных, но также и наиболее разумных вариантов, которые мы можем рассмотреть в области борьбы с глобальным изменением климата.
В целом хорошо известно, что увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере является причиной глобального потепления, которое, в свою очередь, изменяет климат и погодные закономерности во многих аспектах. Последствия большей их части обычно считаются плохими для большинства людей в мире, поэтому и существует глобальное движение по борьбе с ними. Если не выбирать наиболее популярное решение, о возвращении атмосферных газов Земли к доиндустриальным уровням, то единственными оставшимися у человечества вариантами будут адаптация к изменениям или применение геоинженерных решений.
Последний вариант, геоинженерия, не лишён рисков. Большая часть решений включает в себя дальнейшее изменение поверхности или атмосферы Земли, с по большей части неизвестными и непредсказуемыми последствиями. Из всех геоинженерных вариантов наименее рискованным будет предложенный нашим читателем: запустить что-нибудь в космос подальше от Земли, чтобы блокировать часть солнечного света. С уменьшением солнечного излучения можно контролировать температуру, даже если концентрация парникового газа в атмосфере будет продолжать расти. Если бы мы захотели полностью аннулировать влияние всего глобального потепления, произошедшего с начала промышленной революции, нам пришлось бы навсегда заблокировать примерно 2% солнечного света.
Но, по крайней мере, теоретически, это легче осуществить, чем вам может показаться. Между Землёй и Солнцем существует гравитационно квазистабильная точка, которая, по сути, всегда будет находиться на пути солнечного света. Она известна, как точка Лагранжа L1, и является идеальным местом расположения спутника, который должен оставаться точно между Землёй и Солнцем. Во время движения Земли по орбите вокруг Солнца, объект, расположенный в L1, будет постоянно оставаться между Землёй и Солнцем, и никогда не отклоняться от этой точки в течение года. Её физическое расположение находится в межпланетном пространстве, примерно на 1 500 000 км ближе к Солнцу, чем к Земле.
На таком расстоянии даже объект размером с Землю не отбросит тень на нашу планеты, поскольку конус его тени закончится задолго до того, как дойдёт до нашего мира. Но одна тень, или несколько небольших теней, по сути, заблокируют достаточно света, чтобы уменьшить количество доходящего до Земли излучения. Чтобы достичь уровня уменьшения, достаточного для противостояния глобального потепления, то есть, чтобы уменьшить приходящее излучение на 2%, необходимо будет покрыть площадь в 4,5 млн кв. км. в точке L1. Это эквивалентно размеру объекта, занимающего половину площади поверхности Луны. Но, в отличие от Луны, мы можем поделить его на столько мелких объектов, сколько необходимо.
Одно из предложений, выдвинутых астрономом из Аризонского университета Роджером Эйнджелом, предлагает запустить группу малых космических кораблей в точку L1. Вместо огромной и тяжёлой структуры это будет массив из 16 триллионов предметов, каждый из которых представляет собой кружок порядка 30 см радиусом. Такой массив способен заблокировать достаточно излучения. Он не создаст никакой тени на Земле, но равномерно уменьшит общее количество света, доходящего до поверхности планеты, что будет равносильно огромному количеству тёмных пятен, рассеянных по поверхности Солнца.
Ещё одно предложение, выдвинутое аж в 1989 году Джеймсом Ёарли, состоит в размещении в космосе очень большой линзы. Можно сделать стеклянный щит, работающий, как линза, и рассеивающий большое количество света в сторону от Земли. Огромная космическая линза, или набор маленьких линз, которым надо быть толщиной всего в несколько миллиметров, чтобы преломлять свет, и тогда довольно много света, который мог бы столкнуться с Землёй, будет перемещён в межпланетное пространство. В точке L1 линза (или набор линз) должна будет покрыть порядка миллиона кв. км., чтобы уменьшить солнечную энергию, достигающую Земли, на 2%.
В принципе, звучит просто, и потенциально, это решение проблемы глобального потепления с малым риском и большой пользой. Но с ним есть две проблемы.
1) Стоимость запуска. Космическая программа человечества в состоянии отправить объект в точку L1. Мы делали это много раз – именно туда отправляются почти все миссии со спутниками, наблюдающими за Солнцем. Но стоимость запуска даже очень тонких и лёгких космических кораблей будет нереальной. Если взять предложение Эйнджела касательно прозрачных тонких плёнок, и каждая плёнка будет толщиной всего в 1/200 мм и весить один грамм, общая масса их составит 20 млн тонн. Даже если стоимость запусков технологий следующего поколения, таких, как Falcon Heavy, сможет снизиться до $2000 за кг (в десять раз меньше, чем сейчас), у нас всё равно получатся сотни миллиардов долларов. А мы ещё не дошли до второй проблемы.
2) Орбитальная стабильность. Точка L1 лишь квазистабильна, то есть, либо всё, что мы туда запускаем, необходимо поддерживать при помощи двигателей на нужной орбите, либо оно в итоге уплывёт оттуда и перестанет блокировать солнечный свет. И это случится слишком быстро по нашим меркам: на временных отрезках от нескольких лет до нескольких десятилетий, в зависимости от успешности изначального вывода на орбиту. А это значит, что для блокирования света нам понадобятся расходы в десятки миллиардов долларов в год только для поддержки запусков: а это сравнимо с ежегодным бюджетом НАСА. И это только если стоимость запусков уменьшиться в 10 раз от сегодняшней.
Большое преимущество удалённого блокирования света состоит в отсутствии риска появления долговременных отрицательных эффектов на Земле, связанных с геоинженерными решениями. Другие идеи, такие, как крупномасштабное изменение атмосферы, множество спутников на низкой орбите вокруг Земли, впрыск формирующих облака веществ или отражающих частиц в небо или океан, потенциально могут иметь катастрофические непредсказуемые последствия. Но самыми большими препятствиями сегодня являются проблемы стоимости и долговременной стабильности.
Тем временем, планета продолжает разогреваться, уровень CO2 продолжает расти, и никаких эффективных стратегий для изменения ситуации не существует. Идеи таких экранов, которые обычно называют "космическим тентом", могут стать наилучшим нашим вариантом. И хотя его стоимость невозможно высока, в долгосрочной перспективе это может стать наиболее дешёвым вариантом, который мы захотим реализовать. Но годы, десятилетия, века и тысячелетия проходят, и нашим потомкам придётся иметь дело с последствиями наших действий или бездействия в течение следующих поколений.