Раз в год, за несколько дней до того, как одна, две, а иногда и все четыре цифры сменятся в обозначении года, журнал Nature вспоминает о том, что создавался он как научно-популярное издание, а значит, нужны хит-парады и прочие тесты для обычной публики. Поэтому вот уже который год журнал выбирает десять человек, ставших «персонами уходящего научного года», людей, которые, по мнению экспертов Nature, изменили ландшафт науки 2018 года. Indicator.Ru рассказывает, кто же привлек внимание одного из самых авторитетных научных изданий мира в этом году.
Юань Цао: судьбоносный поворот
Конечно же, физик из Массачусетского технологического института не попал бы в список только за одну свою работу с графеном. Хотя тематика «двух листов графена» сейчас очень популярна — об этом нам рассказывал один из первооткрывателей двумерной модификации углерода, Константин Новоселов. Человек, который сложил вместе два слоя графена, повернул их на «магический угол» в 1,1 градуса и охладил до 1,7 К, получил графен-сверхпроводник, еще не защитив своей PhD! Это делает 21-летнего китайца самым молодым кандидатом в научные нобелиаты (напомним, Брэггу-младшему было 25).
Юань Цао / Corinna Kern
Вивьен Слон: гибриды двоюродных предков
Вивьен Слон, сотрудник Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка, выполнила исследование, которое спровоцировало сотни новостных статей и тысячи постов в соцсетях. «Это, вероятно, самый увлекательный человек, чей геном был секвенирован», — так отозвался один генетик о результатах Слон, опубликованных в августе 2018 года в Nature.
Вивьен Слон / Max Planck/Institute for Evolutionary Anthropology
Ничего удивительного! Если в результате генетического анализа древней кости вы обнаружите, что анализировали останки подростка, которому 90000 лет и который (точнее, которая) оказался потомком двух разных видов древнего человека, неандертальца и денисовца, медийный шум вам обеспечен. Как и статья в Nature.
Цзянькуй Хэ: без «злодея» – никак
В прошлом году в десятке был свой антигерой – сотрудник администрации Трампа Скот Прюитт, который прикрыл почти всю научную деятельность Агентства по охране окружающей среды США. Сейчас случай более близок к «злодею-ученому» из голливудских фильмов. Цзянькуй Хэ из Южного университета науки и технологий в Шенчжэне заявил в ролике на YouTube, что ему удалось создать детей с геномом, который отредактирован методом CRISPR/Cas9.
Цзянькуй Хэ / The He Lab/Wikimedia Commons
Эти дети мало того, что уже родились, у одной из них редактирование оказалось успешным, девочка оказалась невосприимчива к ВИЧ. Можно себе представить, какой шум поднялся. Все бросились давать комментарии, университет открестился от исследователя, клиника – от эксперимента, сам Хэ пропал, а детей пока никто не видел. Все, как в голливудском фильме.
Джесс Уэйд: дописать историю науки
В нашем медийном мире если про тебя не пишут, ты не существуешь. И, к сожалению, такого рода внимание к женщинам-ученым и к ученым с другим цветом кожи (кроме белого) заметно меньше. Самый характерный пример: у Дженнифер Дудна, выдающегося физика, до того, как ей присудили Нобелевскую премии по физике, не было даже своей странички в Википедии. Джесс Уэйд, специалист по физике полимеров в Имперском колледже Лондона, решила исправить эту несправедливость. За время своей работы она создала более 400 страниц, посвященным женщинам-ученым и «цветным» исследователям. Именно за этот труд Джесс и отмечена Nature.
Джесс Уэйд / Dave Guttridge/WIkimedia Commons
Валери Массон-Дельмотт: никуда без глобального потепления
Не отметить в десятке выдающихся людей науки климатологов сейчас – признак дурного тона. И поэтому дважды политкорректная Nature включила в свой список Валери Массон-Дельмотт, климатолога из Лаборатории наук о климате и окружающей среде в Гиф-сюр-Иветт во Франции: женщину, которая руководила подготовкой доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), который отвечает на вопрос, можно ли ограничить рост глобальной средней температуры на уровне 1,5 градуса. И мэйнстримно, и гендерно правильно!
Валери Массон-Дельмотт / UVSQ/Twitter
Энтони Браун: мириады звезд
Попал в топ-10 от Nature и астроном. Человек, который руководил вступлением астрономии в Новую эпоху. Так пафосно отозвалось астрономическое сообщество на апрельский релиз данных, которые собрал астрометрический космический аппарат Gaia. Руководил созданием релиза именно Энтони Браун из Лейденской обсерватории. 551-гигабайтный массив содержит информацию о местоположении и движении 1 331 909 727 звезд нашего Млечного пути, о положении и блеске — 1 692 919 135 звезд.
Энтони Браун / ESA/Flickr
Этот потрясающий труд позволит нам гораздо лучше разобраться в устройстве нашей Галактики и вообще должен продвинуть астрономию вперед. Подробнее об этом грандиозном труде рассказывал Сергей Попов в апрельском астрообзоре на Indicator.Ru.
Би Йинь Йео: скажи пластику «нет»
Еще одна женщина в нашем списке: малайзийский министр науки и окружающей среды Би Йинь Йео. Свою борьбу за сохранность окружающей среды она начинала еще после выпуска из университета (правда, не малайзийского, а Кембриджского). Она изучала, как нефтяные скважины в Туркменистане влияют на природу, а сейчас, став министром, получила больше возможностей, и теперь борется с загрязнением окружающей среды пластмассами.
Би Йинь Йео / Yeo Bee Yin
Это действительно стало огромной проблемой во всем мире – не только на суше, но и в океане. Поэтому усилия министра и поощряемой ею Малайзийской ассоциацией производителей пластика (MPMA) и попали – вполне заслуженно – в список Nature.
Барбара Ри-Вентер: ДНК-детектив
То, что ДНК используется для идентификации преступников – это понятно, и давно не новость. Но, к сожалению, в ДНК не записаны ни серия и номер паспорта, ни имя и фамилия убийцы. Часто сравнивать бывает не с чем. Однако, как показала Ри-Вентер, возможности есть.
Барбара Ри-Вентер / Brian L. Frank/NYT/Redux
С середины 1970-х до конца 1980-х годов целая череда краж, изнасилований и убийств прокатилась по Калифорнии, однако найти «убийцу из Золотого штата», несмотря на наличие ДНК, не удавалось. Дело оказалось типичным «глухарем». Однако в апреле 2018 года был арестован Джозеф Джеймс Дианджело, к которому пришла полиция, а ДНК-анализ подтвердил догадку полицейских.
На убийцу указала работа, которую провела Барбара Ри-Вентер: она проанализировала геномную информацию, которые оставляли люди в базах данных для поиска родственников и других открытых базах. Перекрестный анализ связей всех потенциальных родственников убийцы вывел на Дианджело. Как полагают, сейчас таким образом можно вычислить почти любого гражданина США европейского происхождения. Правда, теперь возникает вопрос о конфиденциальности и неприкосновенности личной жизни. Но это уже не имеет отношения к науке.
Роберт-Ян Смитс: план «S»
А вот включение этого героя в список выглядит любопытным. Конечно же, в издательстве Nature-Springer есть журналы с открытым доступом, но сам Nature к таким не относится. А ведь именно борьбе с закрытостью научной информации посвятил свою жизнь Смитс, и именно его инициатива может лишить Nature публикаций большинства европейских ученых.
Роберт-Ян Смитс / Artur Eranosian/European Commission
Предполагается, что организация cOAlition S воплотит и реализует инициативу «Plan S», у которой есть весьма конкретное описание: «к 2020 году научные публикации, полученные в результате исследований, финансируемых за счет государственных грантов, национальных и европейских исследовательских советов и финансовых органов, должны публиковаться в соответствующих журналах с открытым доступом или на соответствующих платформах открытого доступа». Причем за невыполнение этих условий ученых ждут штрафы и наказания. Признаемся честно – проблема доступа к научной информации и «жадности» издательств стоит остро (об этом говорит в недавно опубликованном интервью единомышленник Смитса, нобелевский лауреат Рэнди Шекман). Но идеального решения пока что нет.
Макото Йосикава: попрыгать по астероиду
Освоение японцами других планет, так уж выходит, не дается легко. Тому есть объективные причины: поскольку проигравшей во Второй мировой войне Стране восходящего солнца запрещено развивать военный космос, то и мирный получает не очень много. Поэтому одна из последних миссий Японии – полет зонда Hayabusa к астероиду Итокава — прошел драматически, и только самурайские усилия привезли несколько крупинок астероида на Землю. Миссия к Венере – Akatzuki – тоже промахнулась мимо планеты, пришлось ее потом долгие годы возвращать обратно.
Макото Йосикава / ISAS/JAXA
Сейчас миссия Hayabusa-2, которой тоже руководит Йосикава, проходит без сбоев. И спускаемые аппараты уже скачут по астероиду, собирая научную информацию, а там, глядишь, и забор грунта пройдет успешно, и возвращение его на Землю.
Автор: Алексей Паевский
Источник: www.sib-science.info