Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
6 декабря 2018-го года Express.co.uk, а вместе с ними и масса других ресурсов, посвятили материалы очередному “юбилейному” извержению Steamboat Geyser, который побил все рекорды и отныне извергается уже практически регулярно, как часы.
Дающие интервью геологи делают круглые глаза и выражают озабоченность, но уверяют, что в кальдере всё нормально и всё в пределах нормы. Правда доступ к гейзеру Steamboat по непонятной причине и на неопределенное время закрыт.
Йеллоустоуну мы посвятили множество материалов, внимательно за ним следим и, по нашему (и не только нашему) мнению, в кальдере намечается гигантский паровой взрыв. Сейсмическая активность в этом районе нарастает (в ноябре было 126 официальных землетрясений), появляются новые гейзеры, в то время как старые постепенно теряют воду и стреляют уже не кипятком, а камнями. Трескаются скалы, огромные области парка закрываются для посещения – в общем, все признаки парового взрыва налицо.
Однако, как теперь выясняется – какие-то особо крутые американские парни уже больше не в силах ждать и потому решили процесс немного ускорить. Что это за такие парни?
На этой карте отражены основные газовые месторождения, разрабатываемые вокруг кальдеры. Если поместить в центр озера Йеллоустоун циркуль, и провести круг радиусом 200 километров, то в него попадают практически все указанный выше месторождения. При этом, месторождения самые близкие к кальдере попадают в круг радиусом менее 100 километров.
Или, например, газовое месторождение в районе городка Ливингстон:
Заметим, что мы измеряем расстояние от центра озера до того или иного населенного пункта, но если измерять от крайней к кальдере вышки до края кальдеры – расстояние будет на десятки километров меньше.
Далее, еще раз заметим, что нарисованная выше картинка “края кальдеры” (красная линия) – это на самом деле картинка, нарисованная как бы от фонаря, поскольку реальных границ кальдеры никто точно не знает и время от времени USGS публикует пугающие сообщения о том, что в Йеллоустоуне не одна магматическая камера, а несколько и выходят эти камеры далеко за края кальдеры.
При этом плюм под любой горячей точкой имеет диаметр в сотни километров и потому видимо именно он ответственный за появление в этом районе разного рода “газовых месторождений”.
Скорее всего у читателя возникнет вопрос: ну и что там такого, что кто-то разрабатывает над плюмом газовые месторождения? Для литосферы какая-то скважина – это меньше, чем комариный укус.
Вопрос правильный и совершенно логичный, поэтому объясняем.
а) Во-первых, когда добывают газ и нефть, то сверлится не одна скважина, а целый пакет в несколько десятков штук. Так что если укуса маленького комара вы не почувствуете, но рой термитов наверняка вызовет волдыри и прочее беспокойство.
б) Во-вторых, и это самое главное – проблема состоит не в самой добыче природного газа, а в способе его добычи. Если в Якутии, например, достаточно вбить в землю трубу и нефть попрет оттуда фонтаном, то на большинстве месторождения США никакого фонтана не будет. Газ и нефть там добывают методом так называемого фрекинга или гидравлического разрыва пласта.
Технология фрекинга представляет собой закачку в скважину с помощью мощных насосных станций жидкости разрыва (так называемый расклинивающий агент) – как правило раствора той или иной кислоты, которая не только распирает, но и разъедает породу. Так что чем закончится гидравлический разрыв пластов прямо над кальдерой – сложно даже вообразить.
Приведенные выше месторождения разрабатывают в Монтане и в штате Вайоминг довольно давно, всё началось далеко не вчера. Но проблема в том, что старые скважины рано или поздно заканчиваются, как следствие новые упорно ползут. А поскольку американский “Газпром” добывает, по сути, вулканический газ, выделяемый образующий Йеллоустоун плюмом, то ползти новым скважинам остается только к центру кальдеры.
Вопрос о новых концессиях на добычу возник в еще летом прошлого года, что породило бурю протестов местных экологов. Экологов можно понять: когда в землю под огромный давлением закачивают расклинивающий агент – в огромном районе изо всех щелей на поверхность начинает идти природный газ, то есть метан, от которого вянет травка и дохнут птички.
Тем не менее, вопрос бурения новых скважин был решен положительно и к разработке месторождения компании приступили где-то уже в январе текущего года, после чего началось приблизительно следующее:
Другими словами микроземлетрясения словно поползли от краев кальдеры и стали распространяться по периферии, чем в течении всего года ставили в тупик всех диванных вулканологов. По идее трясти должно было ближе к главному озеру парка, ведь центр плюма как бы где-то там. Но эпицентры всех этих странных сейсмических событий были непонятно где. Точнее, не непонятно где – а как раз в направлениях разрабатываемых газовых месторождений.
Как все сегодня отлично видят – сейсмическая ситуация в мире не очень хорошая, литосфера всё сильнее реагирует на какие-то приближающиеся глобальные события. Возможно, это будет проход Нибиру, возможно начались какие-то процессы в ядре Земли. Йеллоустоун как часть мировой вулканической системы тоже на всё это реагирует. Но, как выше было уже замечено, какие-то серьезные американские парни решили не дожидаться всеобщего Конца Света и уверенно продолжают рыть глубже и дальше.