Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Вода всегда завораживала человека. Не бывает равнодушных по отношению к рекам, озерам, морям и океанам. Будучи парашютистами, мы восторгаемся водой немного иным образом: она движется и взаимодействует с окружающей средой так же, как воздух, с тем лишь отличием, что результаты ее видны нашему глазу. Именно поэтому у нас есть возможность изучить свойства потока и, что еще важнее, турбулентности.
В последнее время появилось много новостей из Австралии о том, что во время показательных выступлений военных при прыжках на стадион происходили несчастные случаи: купола схлопывались под действием турбулентных потоков.
Турбулентность потока воздуха для большинства людей является неким теоретическим термином, но реже подкрепляется практикой. Почему? Потому что мы не можем видеть ее. И если сидим на земле, она никак не дает о себе знать, особенно если ветер несильный. Но как только вы оказываетесь под парашютом, турбулентность сразу берет бразды правления в свои руки, она способна влиять на ваш полет и изменить жизнь в считаные мгновения. Небольшая турбулентность ощущается как езда по ухабам, а сильная же может частично или полностью сложить ваш купол. Складывание же купола, в свою очередь, может приводить к резким разворотам, просаживаниям или даже к свободному падению на высоте, на которой никто не готов оказаться фактически без парашюта.
Хорошая новость заключается в том, что турбулентность воздушного потока развивается по тем же законам физики, что заставляют реку обтекать камни (в следующий раз при случае проследите за этим явлением внимательнее). Таким образом, мы, как правило, имеем хорошее представление о том, где она появится, когда ветер усилится. Турбулентные потоки образуются с подветренной стороны от препятствий, распространяясь на расстояние, в 10–20 раз превышающее высоту препятствия. Кроме того, вихревые потоки образуются от движущихся объектов, и особенно сильно за самолетами с винтами, даже если они припаркованы. Расположение турбулентных потоков от самолетов также может корректировать ветер.
Давайте претворим это в жизнь. Например, мы знаем, что наша ДЗ (Skydive Spaceland Florida) расположена в широко открытой местности, и опасность возникновения турбулентности из-за препятствий крайне мала, однако, совсем исключать ее не стоит. Так, часть спортсменов и тандемов во время приземления вполне может попасть в зону турбулентности от ангара при ветре с севера на северо-запад. И если высота ангара 10 метров, то вихревые потоки будут распространяться на расстояние 100–200 метров!
А теперь давайте еще раз взглянем на картинку с изображением самолета. Обратите внимание на зону турбулентности позади него. Эта зона может быть опасной для парашютистов, приземляющихся близко к взлетно-посадочной полосе: это может быть приземление в данной зоне через короткий промежуток времени после посадки самолета, либо недалеко от хвостовой части самолета, даже если он стоит на месте, но работает (на заправке или посадке пассажиров). Движущийся самолет оставляет за собой широкий конус турбулентных потоков, попадание в который следует избегать при любом спортивном опыте. Законы физики для всех равны, не составляют исключения и парашютисты.
Хорошее правило заключается в том, что никогда не стоит приземляться в зонах за работающим самолетом или очень близко (вплоть до столкновения) к каким-либо объектам. С подветренной стороны от препятствия довольно существенный ветер будет создавать турбулентность там, где вы не можете себе позволить иметь дело с трудностями — близко к земле, где есть совсем немного времени и высоты, чтобы восстановиться после схлопывания купола. Кроме того, если вы перелетите указанное препятствие, то можете в конечном итоге получить травмы или другие неприятности.
Турбулентность — это потенциально опасный фактор при прыжках: приземляетесь ли вы в пределах площадки приземления или вне ее. Поэтому перед первым прыжком изучите погодные условия на предмет возникновения зон турбулентности и старайтесь избегать эти зоны во время приземления.
А чтобы лучше представить турбулентность воздушного потока, мы создали специальное видео. Обратите внимание, насколько быстро меняется направление и скорость потока, когда дымовая шашка находится с подветренной стороны от объекта. А теперь представьте, как ваш купол может справиться с задачей безопасного приземления в таких условиях?
Вы действительно хотите прыгать с таких условиях? Конечно, нет!
Следующее видео демонстрирует результат столкновения с турбулентностью. Это приземление тандема. Купол большой, с относительно небольшой загрузкой. Последствия, как мы видим, плачевные, но они могли быть куда хуже, если бы это был маленький высокоскоростной купол.
В местности с растительностью турбулентность невозможно заметить, пока ее потоки не зацепят какие-либо предметы и не начнут метать во все стороны. Поэтому понимание того, где может возникнуть срыв потока, и избегание этих зон, станут вашей лучшей обороной.