Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-12-03 20:06

Старт к МКС и торможение у астероида

Сегодня нас ждут сразу два важных космических события: впервые после аварии «Союза МС-10» к МКС отправится пилотируемая миссия — «Союз МС-11», а аппарат OSIRIS-REx прибудет к астероиду Бенну!

«Союз МС-11»

Возвращение к полетам после какого-либо происшествия всегда вызывает повышенное внимание, несмотря на то, что это один из самых безопасных вариантов. В самом деле, причина аварии должна быть устранена, а люди во всей производственной цепочке работают с повышенным вниманием. Но чисто психологически свежее напоминание об опасности космических полетов заставляет переживать за экипаж больше обычного. Поэтому нет ничего удивительного, что на пресс-конференции перед стартом «Союза МС-11» журналисты спрашивали, нервничают ли космонавты.

Риск — это составляющая нашей профессии. Мы проходим много тренировок, где отрабатываем различные нештатные ситуации, поэтому мы понимаем, что можем столкнуться с ними в реальном космическом полёте, но мы также понимаем, что люди, которые собирают корабль и ракету, стараются сделать это максимально аккуратно, максимально следуя технической документации.<...> Мы им абсолютно доверяем. Мы и психологически, и технически готовы к старту и любым ситуациям, которые, не дай Бог, произойдут на бортуОлег КононенкоЭнн МаклейнДавид Сен-Жак
В тот момент, когда это все случилось (авария 11 октября), мне повезло, что я находился здесь, рядом с экипажем, который чувствовал себя отлично после неудачного старта. Все прошло хорошо, и благодаря тому, что здесь работают умные люди, которые создавали ракету и систему аварийного спасения и корабль, нам удалось избежать аварии (корабля) и мне посчастливилось стать свидетелем данной ситуации. Уверен, что в нашем случае такого не произойдёт и все пройдёт штатно.
Я считаю, что когда происходят такие ситуации, нужно задать три главных вопроса: что произошло, почему это произошло и как предотвратить повторение данной ситуации. Мы уверены в том, что наш полет будет успешным, поскольку в промежуток от произошедшей аварии и до сегодняшнего дня было проведено несколько успешных запусков

Уверенность космонавтов имеет практическое основание — после аварии «Союза МС-10» успешно стартовали уже три ракеты с такой же системой разделения ступеней: 25 октября полетела ракета-носитель «Союз-2.1б» со спутником «Космос-2528», 3 ноября — «Союз-2.1б» с «ГЛОНАСС-М» и 16 ноября — полностью однотипная аварийной «Союз-ФГ» с «Прогрессом МС-10». Напомню, что причиной аварии «Союза МС-10» стал погнутый датчик отделения бокового блока (первой ступени). На сегодняшний день еще не закончено расследование, как именно его погнули в процессе сборки ракеты-носителя, и, по последним новостям, пока что никого из сотрудников цеха сборки от работы не отстранили.

Любопытно, что, несмотря на перенос старта с 20 декабря на третье, «Союз» будет сближаться с МКС по короткой, шестичасовой, схеме. Обычно такие форс-мажоры, наоборот, приводят к двухсуточной схеме сближения. Радует, что расследование заняло так мало времени, но здесь повезло, если так можно выразиться, с тем, что причина аварии оказалась легко обнаруживаемой и устранимой. Другие типы аварий могли бы вызвать более длительный перерыв в полетах. Ну и, наконец, стоит отметить, что уже на 11 декабря запланирован выход в открытый космос, который должен будет дать дополнительную информацию в деле о непонятно кем, когда, как и зачем просверленном отверстии в «Союзе МС-09».

Старт корабля намечен на 14:31 МСК 3 декабря, стыковка с МКС — 20:36 московского времени. Начиная с «Союза МС-09» показывают видео с бортовых камер на ракете, так что должно быть интересно. Трансляцию Роскосмоса ищите на страницах агентства в социальных сетях, кроме того на YouTube должен быть стрим NASA-TV.

OSIRIS-REx

Вечером, в районе 19:15 МСК, к астероиду Бенну (101955 Bennu) прибудет аппарат OSIRIS-REx. Он стартовал в ночь на 9 сентября 2016 года и должен будет, проработав у цели до весны 2021, вернуть за Землю образцы астероида осенью 2023. По космическим меркам это небольшие сроки — Rosetta летела к комете Чурюмова-Герасименко десять лет. Астероид Бенну имеет гораздо более близкую к земной орбиту (в 22 веке даже есть шансы, что он столкнется с Землей), так что до него гораздо проще добраться. OSIRIS-Rex потребовалось всего одно длительное включение двигателей с изменением скорости на 431 м/с и один гравитационный маневр у Земли.

Анимация Wikimedia Commons по данным NASA

Первое фото с расстояния 2 миллиона километров было сделано в августе, а в прошедшее воскресенье OSIRIS-REx и Бенну отделяли только 30 километров.

А вот эта анимация сделана из фотографий от 2 ноября. Вращение ускорено, один оборот Бенну делает за 4,3 часа.

Вообще, OSIRIS-REx по большей части уже прибыл — основные маневры были выполнены 1 и 15 октября и изменили скорость аппарата в сумме на 486 м/с. Дальше зонд уже практически «подкрадывался». Двумя включениями двигателей 29 октября и 5 ноября скорость относительно астероида снизили с 5,2 до 0,1 м/с, а маневр 13 ноября уменьшил ее с 0,14 до 0,04 м/с. 30 ноября прошла финальная коррекция, и 3 декабря аппарат сблизится до расстояния 20 км и перейдет на орбиту относительно астероида. Главная задача — взять образец специальным манипулятором, но перед этим OSIRIS-REx будет долго летать вокруг и выбирать место.

Анимация Wikimedia Commons по данным NASA

Астероид настолько мал и легок, что даже случайные возмущающие эффекты могут затруднить работу на его орбите. Например, в 2017 году на зонде была зафиксирована микроскопическая возмущающая тяга. Оказалось, что с освещенной стороны аппарата испаряется случайно отложившаяся еще перед стартом влага. Пришлось выполнить продолжительную программу по избавлению от нее — зонд поочередно поворачивался к Солнцу разными сторонами и прогревал их.

А вот это фото — важный элемент подготовки зонда к работе. С октября тестировали манипулятор TAGSAM, которым зонд будет собирать образцы астероида — его развернули, проверили подвижность, сфотографировали, а также закрутили аппарат до и после сброса крышки массой 1,2 кг. Моменты, измеренные этими маневрами, позволят взвесить собранные образцы — чем больше будет их масса, тем труднее будет закручиваться OSIRIS-REx.

Если все пойдет по плану, зонд возьмет образец астероида в середине 2020…

и, вернув их в специальной капсуле на Землю в 2023, станет первым американским зондом, доставившим материал астероида на Землю. О похожих миссиях, привозивших образцы других небесных тел, можно почитать здесь.


Источник: habr.com