Во всех уголках мира есть предания о воительницах, сражавшихся наравне с мужчинами. Подтверждают их существование и археологические находки — захоронения, фрески, скульптуры. Как получилось, что в современном мире женщины считаются слабым полом? Давай попробуем разобраться.
Легенды о женщинах, «жавших в поясах» — возделывающих поля вооружёнными, существуют во всем мире. Свои амазонки были везде — в Западной Европе, Африке, Китае, Сибири, Южной Америке, Индонезии, Полинезии… Даже в «Повести временных лет» монах Нестор упоминает народ, где «жены орють, зижють храми и мужьская дела творять… В них же суть храбрыя жены ловити зверь крепкыи. Владеют же жены мужи своими и добляють ими». Возмущенный автор добавляет, что женщины этого племени делают что хотят, без оглядки на мужчин: «Любы творять елико хощеть, не въздержаеми от мужий своих».
Существовали амазонки и у нас: в славянских преданиях часто упоминаются поля?ницы — женщины-богатырки. С одной из воинственных дев сражается Илья Муромец — ни Алеша Попович, ни Добрыня Никитич не рискнули вступить в поединок, предоставив это самому сильному из тройки. По былинам можно судить о нравах поляниц: жили они отдельно от мужчин, но мужененавистницами не были, выходили замуж, вот только, чтобы стать супругом богатырши, ее надо было победить в состязаниях: иногда дело обходилось рукопашной схваткой, иногда мужчине приходилось превзойти будущую невесту еще и в скачках и стрельбе из лука. В былине о богатыре Дунае и Настасье-королевичне рассказывается, как при первой встрече в степи девушка сбивает Дуная с коня «рыком и посвистом», однако в дальнейшей схватке он побеждает Настасью, женится на ней и привозит в Киев, где спорит во время пира, кто лучше стреляет из лука. Настасья выигрывает, вторым выстрелом «располовинив» на равные части торчащую в мишени первую стрелу, и Дунай в раздражении убивает беременную жену, не стерпев её превосходства.
Была ли Настасья реальным человеком, сказать точно нельзя (хотя следует отметить, что в русских былинах упоминаются многие исторически известные степные персонажи, с которыми воюют богатыри). Однако сам факт существования воительниц подтверждают археологи всего мира. Женские захоронения, где с одной стороны от тела лежат украшения, зеркала и пряслица от веретён, а с другой — лук со стрелами, кинжал или сабля, встречаются постоянно, их едва ли не треть от общего числа могил женщин.
Вносят лепту и новые технологии: недавно после генетического анализа останков из могилы, считающейся одним из важнейших источников информации о вооружении и быте эпохи викингов, выяснилось, что скелет, вокруг которого разложены меч, топор, копье, щиты и стрелы, принадлежит женщине. Рядом с ней нашли игральную доску с фигурками — исследователи считают, что это указывает на высокую воинскую должность, предполагающую знания по тактике и стратегии ведения сражений.
В прошлом году в журнале Science Advances были опубликованы результаты исследований ученых из Кембриджского университета, которые показали, что женщины каменного и бронзового веков в силе рук превосходили олимпийских спортсменок, занимающихся академической греблей, которые тренируются дважды в день и проплывают в неделю минимум по 120 км. Возникает вполне логичный вопрос: когда же вдруг женщины оказались слабым полом?
О физическом превосходстве мужчин мы слышим постоянно. Часто оно становится аргументом в спорах о правах женщин: мол, какие еще равные возможности, если вы мешок с цементом не можете на пятый этаж затащить? Удивительно, но, стоит спросить сторонника такой иерархии, готов ли он незамедлительно передать управление страной российскому чемпиону по пауэрлифтингу, а свою менеджерскую должность — местному качку из тренажёрки, оппонент ужасно удивляется, при чём тут это. В современном обществе сила давно уже не залог уважения или успешности (если, конечно, вы не готовитесь к соревнованиям по жиму от груди), однако это не делает менее интересным вопрос, куда же делись поляницы.
Правильный ответ: никуда. Они всё ещё среди нас, они — это мы. Женщины рождаются сильными, ловкими и выносливыми, но в девяти из десяти случаев это оказывается погребено под классической присказкой «ты же девочка». Не бегай, не лазь по деревьям, не испачкай платье. Занимайся танцами, а не хоккеем. Следи за фигурой, со слишком широкими плечами никто замуж не возьмёт. Не дерись, ищи мужчину-защитника. Учись готовить, а не фехтовать. Будь хрупкой — парни таких любят. Зачем тебе спорт — всё равно выйдешь замуж. Не поднимай тяжести — тебе ещё рожать. Не ешь много — растолстеешь.
В средней школе штата Иллинойс провели небольшое исследование — дали ученикам набор тестов для оценки физической формы: забег на полтора километра, подтягивания, упражнения на пресс. Детей попросили выполнить упражнения максимально хорошо. Никакой существенной разницы между мальчиками и девочками в результатах учеников 11 лет не обнаружилось. Даже подтягивания давались всем детям одинаково, хотя традиционно считается, что руки у женщин слабее «от природы».
Тем не менее школьные нормативы для девочек отличаются от «мальчиковых» чуть ли не в полтора раза. Ожидания формируют реальность: женщины с детства усваивают, что они хуже. Если сто раз сказать человеку, что он свинья, на сто первый он захрюкает, а женщины тысячи раз за свою жизнь слышат, что они хуже бегают, прыгают, не могут драться или поднимать тяжести. Исследования показывают, что при одинаковых спортивных результатах девочки считают себя слабее мальчиков, чаще ждут провала на соревнованиях, думают, что не смогут развить спортивные навыки или придерживаться режима тренировок.
«На ОБЖ в школе у девочек была обязательной какая-то медподготовка — жгут накладывать, а у мальчиков — нормативы по физподготовке».
«Сайт российской ассоциации крав-мага, направление для детей, слоган: „Защити себя и своих близких!“. Крав-мага, общая программа: „Защити себя и своих близких!“ Крав-мага для женщин: „Душа и фигура станут крепче и стройнее!“»
«Учительница классе в пятом высмеяла мою походку: „Ходишь, как мужик, очень широко“. Я стала следить и пытаться делать шаги поменьше».
«Племянница ходила на вольную борьбу. Нравилось, были успехи. В 10 лет вышла на общегородские соревнования, и, так как девочек-соперниц не было, её поставили бороться с мальчиками. Она заняла первое место. А потом ей резко разонравилось — все кругом твердили, что раскачается, будет непохожа на девочку. Начала комплексовать, бросила».
«У меня была подруга — подающая надежды пловчиха. Имела очень хорошие шансы,в том числе прочили олимпийскую сборную. В итоге оставила спорт, поскольку ее убедили, что от плавания плечи становятся широкими, а для девочки широкие плечи не айс».
«Я в детстве была хилая и болезненная, такой и выросла. Очень просила родителей отдать меня на секцию борьбы, на что папа ответил: „Посмотри на себя, ты будешь,как муравей, со слонами бороться, а ещё, поди, сломаешь что-нибудь, вопрос закрыт“. А брат мой ходил».
«Идешь к врачу, а тебе очень серьёзно говорят, узнав, что ты два-три раза в неделю плаваешь, что женщинам плавать столько нельзя, а то плечи будут широкие».
«В детстве хотела пойти на борьбу, рукопашный бой — что-то, что поможет мне защитить себя, потому что в школе очень жестко травили и пытались бить, чудом отмахивалась. Родители были в курсе, но нет: ты же девочка, зачем тебе это надо. Помню, мама записала в кружок „Театральные игры“. Мам, меня бьют и унижают,ты не можешь ничего сделать, а я не могу защититься, зачем мне эти театральные игры?»
«Я стрелять люблю очень. Это у меня с детства. Просила записать в кружок, потом в секцию, потом в спортшколу, ну и по нарастающей, сообразно возрасту. Каждый раз был скандал — ты же девочка! Зачем такой красавице пистолет и прочая? Замуж выйди,детей рожай и т. д. А сейчас муж тоже против. Я специально спросила. Он спрашивает: „Тебе зачем? Может, хочешь меня убить?“»
«Когда пришла в свой клуб реконструкторский, сначала отправилась на тренировку,посмотреть, как оно. Было желание именно драться. Старшие в клубе сказали: „Ни за что! Женщины не дерутся“. Хотя есть определенное количество женщин, которые дерутся в бугуртах. И потом детей рожают, это им не мешает».
«На дзюдо тренер говорил: „Женщина не должна сама уметь драться, у нее должен быть мужчина-защитник“. Мое женское окружение при упоминании любого вида спорта, танца живота включительно: „Ну здесь вроде не перекачаешься. Или перекачаешься? Смотри,осторожно, а то будет некрасиво!“»
«Я из-за своего роста и не очень обеспеченной семьи всегда была изгоем в школе, меня каждый норовил то толкнуть, то пнуть. Просила родителей отдать меня на карате или что-то ещё такое или хотя бы научить меня просто хорошенько врезать, в ответ я слышала: „Просто не обращай внимания“. От этого травля усиливалась. А потом меня отдали на арабские танцы, хотя меня всегда воротило от культуры Ближнего Востока,и все об этом знали».
«Меня в свое время поразила статистика, сколько девочек-подростков сидят на диетах,начиная уже с 12 лет. О каком эффективном спорте и силе может идти речь, если девушки под влиянием культуры буквально голодают? А дальше — привет, расстройства пищевого поведения и проблемы с ЖКТ. Даже семилетней племяшке дома говорят: „Давай мяско оставим мужикам“. И это она еще не столкнулась со СМИ и соцсетями».
«В середине обучения в универе нам из-за смены учебного плана впихнули физру, якобы на первом курсе недозанимались. В бассейн не могу из-за расписания, в фехтовании всё забито плюс неумеющих не возьмут, волейбол я не хочу, потому что не умею. Решила в тренажёрку, туда всех брали, и расписание самое лучшее. А вот нет! Мне сказали, что девушек не берут, просто не берут, потому что не берут, поврежу здоровье, уроню на ногу штангу, а им отвечать, нет, не возьмут, не будут брать, идите, девушка,на аэробику».
Но что бы ни говорили женщинам, лики поляниц мелькают то тут, то там. Для женской хоккейной команды не нашлось соперниц — и девочки выиграли первенство у мальчиков. 11-летней Камиле Халыксовет на международном турнире по джиу-джитсу не нашли противниц по весу и возрасту, отправили бороться с мальчиками — и она заняла первое место. Татьяна Дваждова решила, что хочет драться с мужчинами, — и выиграла половину боев, выходя на ринг по поддельному мужскому паспорту. 47-летняя бегунья Пэм Рид опередила мужчин в 217-километровом марафоне.
Говорят, что мужские и женские мировые рекорды будут отличаться всегда, как бы ни воспитывали девочек, — дело в гормонах и анатомии. Но я бы посмотрела, что произойдёт за пару-тройку сотен лет, если мужчин и женщин поменять местами. Как будет выглядеть мир, где мальчиков будут называть хранителями очага, а девочек — защитницами семьи и родины. Где девушек будут кормить нормально, ведь им нужно много сил, а к парням заглядывать в тарелку — не растолстеет ли. Где в городе будет лишь пара футбольных команд для юношей и сотня кружков вышивания для них же. Где спортивные нормативы для женщин будут в полтора раза выше, чем для мужчин. Где к каждой фотографии, на которой у мужчины видна мускулатура, за час появляется сотня комментариев: «Да тебе же никто не даст, такому уродцу».
Не знаю, что будет с мировыми рекордами. Но, думаю, мы вспомним, каково это — сбивать витязей рыком и свистом с коня в степи. И уж точно никогда не будем скрывать, что способны на это, чтобы им понравиться.
Источник: m.vk.com