Фото: globallookpress.com
Россия ограничит движение иностранных военных судов по Северному морскому пути, введя уведомительный порядок прохода. При этом для торговцев возможности будут только расширяться. По оценкам замминистра экономики РФ Павла Сорокина, Арктику ждет «взрывное развитие».
В 2019 году Россия планирует изменить правила прохождения военных кораблей иностранных держав по Северному морскому пути. Кратчайший путь из Европы в Азию через Арктику по-прежнему будет доступен, но иностранных военных попросят заблаговременно подавать уведомление, рассказал начальник Национального центра управления обороной России генерал-полковник Михаил Мизинцев.
Генерал обратил внимание на тот факт, что сейчас в вопросе использования Севморпути существует правовой вакуум, и именно для его устранения в российское законодательство будут внесены изменения. Произойти это должно уже до начала навигации.
Северный морской путь, над созданием которого в России начали работать еще в XIX веке при участии Александра Колчака, проходит через Северный Ледовитый океан и северную часть Тихого океана - в Баренцевом, Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском и Беринговом морях.
В прошлом году этим путем было переправлено почти 11 млн тонн грузов. При этом еще в 2014 году этот показатель составлял 4 млн тонн. А президент РФ Владимир Путин потребовал к 2024 году выйти на грузопоток в 80 млн тонн.
В начале осени американские СМИ, в частности The Washington Post, писали, что скоро Севморпуть может стать серьезным конкурентом египетскому Суэцкому каналу. Тем более что кроме существенной экономии топлива и времени поставщики грузов выиграют на полном отсутствии пиратов, разбойничающих на южных маршрутах. Ну а недостатка в ледоколах для проводки караванов можно не опасаться, учитывая размеры российского ледокольного флота.
Эти перспективы вызывают серьезную озабоченность на Западе. Так, командующий силами НАТО в Европе генерал США Кертис Скапаротти возмущался недостаточным присутствием Альянса в Арктике и указывал, что Россия вот-вот получит контроль над Северным морским путем - тогда как в Вашингтоне считают, что этот транспортный коридор должен быть доступен всему миру. Что в переводе с дипломатического языка означает, что Россия должна отказаться от своего стратегического ресурса только потому, что этого хочет Америка, и разрешить иностранным военным кораблям свободно действовать в своих территориальных водах.
Эти заявления легли контекстом на октябрьские учения НАТО Trident Juncture, которые стали крупнейшими маневрами Альянса с 2002 года и проходили в том числе в арктической зоне.
Тем временем Минтранс РФ занимается разработкой плана по развитию Северного морского пути. Две недели назад стало известно, что документ уже проходит стадию межведомственного согласования. Крупнейшим проектом в этом направлении может стать проект «Новатэка» «Арктик СПГ-2» по добыче природного газа и производства сжиженного газа на Гыданском полуострове.
По мнению заместителя министра энергетики РФ Павла Сорокина, именно сжиженный газ будет иметь принципиальное значение для экономики Арктики. А рост перевалки СПГ приведет к увеличению загрузки Северного морского пути и стимулирует развитие инфраструктуры.
«Развитие Северного морского пути станет фактически революцией для мировой торговли. Мы откроем новый торговый путь, что приведет к взрывному развитию всей Арктики. Это большой задел для отечественных верфей, потенциальное снижение транспортных издержек для всех арктических проектов», - приводит слова Сорокина Север Пресс.