Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
После затишья в 1990-х и 2000-х популяризация и освоение космоса переживает второе рождение; на Земле работают десятки космодромов, в обозримом будущем планируются экспедиции на Марс и освоение Луны, зарождается настоящий космический туризм, а в космосе постоянно находятся хотя бы несколько людей. Это значит, что людям всё чаще придётся сталкиваться с неожиданными юридическими вопросами — от того, кому принадлежит космическое пространство, до того, можно ли купить участок на Луне; более того, в ближайшее время космические законы будут только развиваться и усложняться.
Как регулируются законы в космосе?
С помощью международных договоров. Их за всю историю освоения космоса было заключено несколько штук, но самый главный один — так называемый Договор о космосе, подписанный в 1967 году, через десять лет после запуска первого искусственного спутника. Если вкратце, в нём обозначены два важных принципа: во-первых, что космос является демилитаризованной зоной — а значит, что на Луне, других небесных телах и на станциях и спутниках в открытом космосе нельзя размещать оружие массового уничтожения и вообще можно использовать их только в мирных целях. Во-вторых, что космическое пространство и небесные тела (и все ресурсы, с ними связанные) являются общечеловеческим достоянием — а значит, не могут быть присвоены одним государством или частным лицом. Договор подписали 102 страны, и он действует.
Кому принадлежат луна, марс и всё остальное в космосе?
Как следует из Договора о космосе, — никому. Слова «общественное достояние» не оставляют большого пространства для интерпретаций, и, учитывая любовь человечества всё присваивать, неудивительно, что вопрос собственности и территорий в космосе был решён в первую очередь. Говоря же о том, кому принадлежит конкретно Луна, люди часто вспоминают Соглашение о Луне и других небесных телах 1979 года; в нём повторяется то, что уже прописано в Договоре о космосе: ни одно государство не имеет право распространять претензии о своём суверенитете на Луну и небесные тела. Загвоздка в том, что хоть Соглашение и действует и является частью международного права, оно не подписано ни одним государством — членом «Большой восьмёрки» и ни одним государством, обладающим космической программой (разве что Казахстаном, на территории которого находится космодром «Байконур», но его арендует Россия). Статус у «лунного соглашения» поэтому несколько сомнительный, и не исключено, что, когда регулирование того, кому что в космосе принадлежит, приобретёт практический смысл, всё поменяется; но, как уже было сказано выше, Договор о космосе точно никто не отменял.
А что насчёт человека, который продавал участки земли на луне?
Дэнниса Хоупа, конечно, все тоже сразу вспоминают, как только заходит речь о законах в космосе. Если вы вдруг не знаете, это он создал в 1980 году организацию «Лунное посольство», которая продаёт сертификаты на участки на Луне. Даже в России действуют два юридических лица, представляющих Хоупа: ООО «Лунное посольство» и ООО «Лунное консульство»; и его сертификаты в нашей стране приобрели около 10 000 человек. Но с деятельностью Хоупа всё просто: его сертификаты не имеют никакой юридической силы — да и большинством людей покупаются, скорее, как сувениры. По словам Хоупа, он нашёл «лазейку» в Соглашении о Луне и других небесных телах, поскольку там якобы ничего не сказано о том, что территорией на Луне не могут владеть частные лица — но нет, на самом деле сказано, просто не самыми очевидными словами.
Международная космическая станция тоже никому не принадлежит?
С искусственными объектами вроде спутников и станций всё проще — они не перестают кому-либо принадлежать, как только пересекают отметку в 100 километров (да, если вам интересно, где начинается космос и заканчиваются границы государств в высоту — принято считать, что это 100 или 110 километров от поверхности Земли); на них принцип общечеловеческого достояния не распространяется. Эти объекты продолжают принадлежать тем государствам или частным компаниям, которые их запустили, — и их собственные законы на них распространяются. Самый интересный случай — это Международная космическая станция, которая в правовом смысле не является единым объектом, поскольку состоит из разных элементов и модулей, предоставленных разными государствами. Каждое государство сохраняет контроль над своим модулем — и юрисдикция внутри этих модулей соответствующая.
И что, никто не пытался оспорить все эти соглашения и договоры?
Конечно пытались. На государственном и международном уровнях всё достаточно мирно: соглашения, регулирующие отношения в космосе, без проблем обсуждаются и подписываются — хотя бы потому, что практического смысла в том, чтобы их оспаривать, пока ещё мало. А вот на частном уровне полно безумцев. Например, американец Грегори Немитц, который пытался засудить NASA за то, что они приземлили свой космический аппарат на астероид EROS 433, который Немитц открыл и считал, что он принадлежит ему. Тот же Дэннис Хоуп пытался провозгласить Лунную Республику и объявить Луну территорией нового государства, со своей конституцией, гражданами которого являются владельцы продаваемых им участков, — разумеется, ничего не вышло. В общем, действующим космическим законам противостоят в основном отдельные люди — и проигрывают.
Что насчёт будущего — когда будут развиты частные полёты или даже появятся лунные и марсианские колонии?
На этот вопрос пока нет точных ответов — но о том, как развивать космическое право, сейчас думают многие юристы. И частные космические полёты, и колонии на Луне очень скоро могут стать реальностью: первые развиваются с бешеной скоростью, что же до вторых — то и NASA, и Роскосмос недавно заявляли о намерениях построить поселения на Луне. Те же NASA планируют поймать астероид и использовать находящиеся внутри ресурсы — и непонятно, как действующее международное право будет с этим справляться. Существуют несколько теорий, куда всё должно пойти дальше: одни исследователи считают, что космос в прямом смысле бесконечен, так что ресурсов там так много, что ими должны пользоваться все: и государства, и частные компании. Другие — наоборот, что к нему нужно отнестись, как к ценному природному заповеднику, который нужно охранять и защищать. Скорее всего, все серьёзные исследования в космосе в обозримом будущем (ну, скажем, колонизация Марса и Луны) будут проводиться разными государствами коллективно — и работать всё будет примерно как на МКС.
Что существующие законы говорят об инопланетянах?
На этот интересный вопрос имеется не менее интересный ответ: космический закон исключительно антропоцентричен. Любая теоретическая внеземная форма жизни — от микрофлоры до разумных инопланетян — не рассматривается в законах как субъект, с которым человечество может вступать в правовые отношения. Они находятся на тех же правах, что и просто окружающая среда, как растения и животные на Земле. Понятно, что если человечество действительно столкнётся с разумными инопланетянами, законы придётся в спешке менять — но первое время будет несколько неловко.