Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Выборгский замок: история длиной в несколько веков
Выборгский замок за свою многовековую историю неоднократно становился предметом интереса как отечественных, так и зарубежных археологов. Нынешние раскопки на его территории – пожалуй, самые крупные за последние несколько десятилетий. Несмотря на то, что их прямая цель – охрана памятника архитектуры в процессе прокладки всевозможных коммуникаций, научный потенциал проводимых работ сложно недооценить.
Археологические работы на Замковом острове в Выборге начались в июне этого года. Помимо раскопок, большую часть исследований занимает обработка собранной коллекции. В основном находки представлены массовым материалом: начиная от керамики шведского периода, заканчивая царскими и советскими предметами быта. Чаще всего археологи находят ядра петровского времени, а также большое количество арбалетных наконечников от стрел.
Обработка материала – достаточно длительный процесс. Сначала находки нужно помыть и почистить. После этого атрибутировать и описать для отчёта. Всю эту работу выполняет один специалист археологической лаборатории, готовя материал для дальнейшей передачи в музей Выборгского замка.
На территории острова практически со всех сторон можно наблюдать глубокие раскопы и расположенные рядом земляные отвалы. Но это обстоятельство не останавливает любознательных туристов, желающих туда попасть. По специально сооружённому деревянному настилу к замку в день проходят сотни человек. Они с интересом заглядывают в тёмные и сырые ямы, где под сильнейшим ветром с залива с лопатами и кисточками в руках трудятся археологи.
По словам начальника Выборгской археологической экспедиции Алексея Липатова, всё самое интересное находится не в лаборатории, а как раз остаётся в земле. Наша обзорная прогулка по истории Выборгского замка началась с одного из участков раскопок.
Загадка №1
«Раскоп здесь был заложен не случайно, поскольку все археологические работы в Выборгском замке проводятся отнюдь не впервые. В 30-е годы XX века здесь работали финские архитекторы и археологи, а в 70-е годы – эстонские реставраторы. Их целью была разработка первого советского проекта реставрации Выборгского замка и построек на Замковом острове», - под шум строительной техники начал рассказ Липатов.
По его словам, на небольшой территории раскопа в скором времени проложат электрические провода и водопроводный кабель. Несмотря на это, участок ещё предстоит исследовать – во время археологических работ этого года были найдены конструкции, которые по разным причинам не изучались в нужном объёме.
«В 30-е годы как раз на том месте, где сейчас наш отвал, археологи расчистили необычную конструкцию: каменный свод пологого очертания, который во внутреннем объёме был подпёрт вертикальной каменной кладкой. Как оказалось, это был вход в подвал. Всю эту конструкцию изначально интерпретировали как внутривальные помещения для хранения боеприпасов. В 70-е годы, когда состояние кладки было ещё хорошее и можно было беспрепятственно попасть внутрь, археологам удалось обмерить эти помещения. Но они не производили их расчистку, поскольку выносить имеющийся там строительный мусор на поверхность достаточно тяжело. К тому же, как рассказывают легенды, в какой-то момент археологи заметили, что по ночам, когда все уходили из замка, туда стали лазить дети. Тогда перед погребом поставили щит и засыпали его. Нам удалось обследовать эти помещения лишь отчасти, снаружи, так как этот входной каменный свод очень длинный. Неизученные подвальные помещения находятся вот здесь, под этим настилом, по которому посетители попадают в замок», - объяснил Липатов.
Археолог отметил, что он и его коллеги также считают, что эта конструкция – пороховой погреб.
«Однако эта гипотеза пока ничем не подтвердилась, но и ничем не опровергалась. По этому объекту в планах устройство временного приямка на зиму перед входной зоной и временная консервация всей площади раскопа. Приямок будет служить входом для дальнейших работ по расчистке подвальных помещений от строительного мусора. Возможно, в слое что-то подскажет нам об истинном предназначении этой конструкции», - добавил Липатов.
На рассматриваемом нами участке земля долгое время хранила ещё одно сооружение, которое можно назвать новинкой именно этого года.
«Если практически все конструкции, которые мы раскрыли в этом году, были так или иначе обследованы, то эту, определённо, можно назвать новинкой, которую не видел никто из предыдущих исследователей. На этом участке в ходе раскопок в углу мы нашли конструкцию полукруглой формы. Её нет ни на одном из сохранившихся исторических планов, ни шведского, ни русского периодов. Мы вскрыли совсем небольшой участок и первоначально подумали, что это круглая башня, а перед нами её часть. Но при расчистке внутреннего пространства, которое выложено большеформатным кирпичом, стало понятно, что западная часть кладки скругляется, а восточная – уходит под прямым углом вдоль берега. Судя по тому, что мы выяснили, эта стенка стоит на тех подвальных помещениях, которые находятся под нами. Что это было – пока непонятно. Мы будем её трассировать, когда мостки переориентируются в другом направлении. И попробуем протрассировать оба направления стен, чтобы понять, что находится внутри этого объёма. Но уже сейчас ясно, что в какой-то момент эта башня тоже была засыпана строительным мусором: битым кирпичом, штукатурными фрагментами, а также законсервирована слоем глины, по которой было выложено булыжное мощение. Какую функцию эта конструкция вместе с булыжным мощением играли – тоже пока не ясно», - рассказал археолог.
Загадка №2
Пока мы осматривали один из участков раскопок, у археологов начался обед: за часовой перерыв нужно успеть не только поесть, но и согреться. Часть из них скрылась за дверью времянки на другом конце замкового острова, другая отправилась за кофе. Мы тем временем подошли к следующему объекту, расположенному у самого берега залива рядом с Комендантским домом.
«Когда несколько лет назад готовился проект реставрации Комендантского дома, по Выборгу прошёл слух, что археологи нашли в замке подземный ход. Но, на самом деле, это был не подземный ход. Это та же часть системы внутривальных сводчатых конструкций, которые давали возможность получить какие-то скрытые от неприятеля помещения на территории крепости. Сам Комендантский дом стал таковым не в эпоху раннего Средневековья, а сильно позже. Изначально это был воротный комплекс и единственный защищённый вход на территорию острова. Соответственно, рядом с ним с развитием фортификаций по периметру острова появлялись вот такие сводчатые конструкции. Несколько лет назад этот свод предварительно обследовали и обмерили. В этом году до него дошли руки и лопаты археологов», - описал хронологию производимых работ Липатов.
По его мнению, сводчатая конструкция также таит в себе множество загадок.
«Вы видите чётко читающиеся два участка этого свода. Это короткая часть, сложенная из кирпича, которая смотрит на воду, и вторая часть свода, более длинная, которая имеет уклон к центру острова и сложена из камня. Поскольку в конце XIX века и в 30-е годы XX века на том месте, где мы сейчас находимся, неоднократно производились всевозможные работы по переустройству, остаётся загадкой, куда вёл этот свод. В какой-то момент здесь было булыжное мощение, в советское время здесь появилась гранитная лесенка, ведущая к выходу с острова. Поэтому часть свода, обращённая к острову, могла быть обрублена в ходе любых из перечисленных работ. Через какое-то время, я думаю, мы поймём, продолжалась ли эта конструкция или она существовала как-то самостоятельно. И ещё остаётся непонятно, как люди попадали внутрь этого свода», - рассказал Липатов.
Загадка №3
Мы приблизились к последнему участку раскопок нашей экскурсии. Вопросов по поводу объекта нашего интереса также намного больше, чем ответов.
«В 30-е годы здесь велись работы под прокладке инженерных сетей. Тогда была обнаружена двухъярусная башня с винтовыми лестницами. Через неё можно было выйти к подножью подпорных стен. При помощи этой башни совершалась коммуникация с берегом и, по всей видимости, ещё и с боевым входом стенок крепости. Рядом с башней мы сделали дополнительный раскоп и получили такую вот каменную конструкцию. Её открыли ещё в XX веке, но археологи не поняли предназначения этого сооружения, так как над поверхностью грунта, который заполнял это сооружение, лежал огромный валун. Соответственно, в то время силами только одних археологов и их студентов его вытащить было невозможно. Нам это удалось при помощи современных технических средств. Сняв этот валун, мы обнаружили проём. После трассировки входа в этот проём стало понятно, что он в точности совпадает с тем условным подземным входом, который у нас был зафиксирован ранее. То есть, с одной стороны, у нас соединились две конструкции. Но с другой стороны, проще от этого не стало, так как их предназначение всё равно пока сложно установить. Также непонятно, как в это сооружение попадали сверху, чтобы дальше спуститься в обнаруженный нами проём. Нет следов от каких-либо деревянных лестниц или каменных ступеней. Относительно предназначения всей конструкции гипотезы были разные. Например, мы долгое время думали, что перед нами дренажный колодец. Теория не очень красивая, но близкая к реальности. Вторая версия – что это был выход с южной стороны замка на берег. Но, опять же, если проход и позволял пройти человеку не очень высокого роста, то как этот человек попадал туда сверху, мы пока не понимаем. Выборгский замок ещё полон загадок», - подытожил Липатов.
Из-за того, что раскопки на Замковом острове в Выборге проходят параллельно с реставрацией, сроки их окончания назвать сложно. Ориентировочно, они продлятся ещё две-три недели. Тем временем, столбик термометра в Ленинградской области уже опустился ниже нулевой отметки.
Выборгская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН начала работу в августе этого года.
Выборгский замок – единственный в России памятник западноевропейского средневекового военного зодчества, который полностью сохранился. Он был основан в 1293 году во время третьего шведского крестового похода. Ежегодно замок посещают около полумиллиона туристов.