Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-11-30 09:15

ТК-202 (второй корпус "Акул" ) экспериментальный поход. Первый и последний.

Экспериментальный поход ТК-202

К автономке готовились долго и муторно. Экипаж замучили проверками, то дивизия, то штаб флотилии, то с флота приедут большие начальники. Корабль вернулся с большого ремонта, почти два года в Северодвинске. Впервые на этом проекте кораблей производили перезагрузку активной зоны реактора. И вот корабль и экипаж готов к выходу в море.

Позади выполнение всех положенных задач, пройден выход АБ ( предварительный выход в море с заходом под лёд) на 20 суток. Провизия загружена, экипаж укомплектован полностью по штату. За пару дней до выхода на борт прибыли гражданские специалисты, нам сказали, что из какого-то секретного института. Они ходили с нами, было их двое или трое. Даже компьютер у них был. В те годы, это было круто. Всю автономку я их практически не видел. Тихо приехали, тихо уехали. После выхода нам сказали, что поход будет экспериментальный. Будем давить арктический лёд на максимально возможную толщину для этого проекта корабля. До нас никто этого не делал на лодках проекта 941.

Вышли в последних числах апреля 1988 года. Командир корабля кап.2 ранга ПАВЛЕНКО. Старший на борту-зам.командира дивизии кап. 1 ранга ШВЕЧКОВ. Легенда 18 дивизии.

Когда корабль стоял на ремонте в заводе (СМП г. Северодвинск) ШВЕЧКОВ предложил на мостике корабля наварить стальные зубья на поперечных балках рубки. Дабы исключить скольжение лодки во время приледнения. Так и сделали, в верхних точках рубки появились специальные острые стальные упоры, высотой около15 см и диаметром 5-7 см. Так их и называли впоследствии-рога ШВЕЧКОВА.
Автономка длилась 89 суток. За это время лодка совершила более десятка всплытий, точное количество специально не считал. Начинали проламывать лед с 1 метра и так продвигались все ближе к полюсу.

Находили подходящий лед, делали замеры и всплывали, проламывая лед корпусом. Всплывали, пополняли запас ВВД и шли дальше. Я периодически поднимался на мостик, делал несколько фото. Легко ломали лёд 2 метра, сплывали во льдах толщиной 2,5. Тем толще лёд, тем тратили больше запас ВВД, тем больше времени уходило на его пополнение. Лёд в Арктике очень красивый, на изломах светло-голубого цвета. Очень прочный. Однажды всплывали долго, когда продували ЦГБ (цистерны главного баласта) лодка тряслась как в лихорадке, прочный корпус скрипел и трещал. Но всплыли. Разрешили выйти наверх. Я фотоаппарат в руки и вперед.

На палубу разрешали выйти только в обуви на резине. На кожаной подошве нельзя, скользко. Лёд на ракетной палубе лежал сплошной полосой от рубки и до носовой части лодки. Толщина его была примерно 2, 5 метра.

На легком корпусе корабля были сильные вмятины, особенно в местах крышек ракетных шахт. Пластиковые обтекатели гидроакустических антенн были с дырами. Сломало льдом.

Простояли несколько часов и погрузились. В другом месте через несколько дней попытка вплыть частично увенчалась успехом. Почему частично. На поверхность вышла только рубка и перо вертикального руля. Остальной корпус остался подо льдом, только лед бугром поднялся и растрескался. Так и стояли 14 часов, пополняли запас ВВД.

Лодка стояла с дифферентом на корму, куски льда доходили практически до окошек в рубке лодки. После обеда я поднялся на мостик, там находился только вахтенный офицер-помощник командира.

Я предложил ему разрешить мне спуститься через окошко на лёд, отойти от корабля на некоторое расстояние и сделать несколько фото. Но он не разрешил. И правильно сделал.

Вокруг до горизонта только сверкающее белое поле.

Белый медведь может появиться, лодка может начать погружаться. Да мало ли что может случиться в Арктике.

Через несколько дней опять попытка всплытия. Лодка трясётся, скрипит и трещит. В системе ВВД шум стоит такой, что уши закладывает. Продувают ЦГБ. Попытка безуспешная. Не всплыли, объявили команду на погружение. Лодка пошла вниз и стала медленно увеличивать дифферент на корму. Все больше и больше. В отсеке тишина, я командир отсека и со мной 5 человек. Я лейтенант, два мичмана и три матроса. Дифферент стал очень большой, внезапно погас свет, только манометры в темноте светятся. Дифферент по моим расчетам примерно градусов 30 на корму. Включилось аварийное освещение, впервые увидел человека у которого волосы стоят дыбом. Я полулёжа в кресле командира отсека и матрос сидит напротив, вернее висит на трубах. И волосы у него стоят торчком.
Как потом оказалось, оператор пульта МОЛИБДЕН в центральном посту забыл стравить пузырь воздуха из носа лодки. При начале погружения стали принимать балласт и лодка кормой пошла на глубину. Когда дифферент достиг критического, сработала аварийная защита обоих реакторов, поэтому и погасло основное освещение. На камбузе разбилось много посуды, из аквариумов в зоне отдыха вылилось часть воды, из бассейна вода затопила душевую. Общими усилиями центрального поста лодка остановилась на глубине примерно 250 м. Выровнялись, навели порядок и пошли дальше. После этого попыток всплыть больше не было. В первых числах августа вернулись в базу. Некоторые выдвижные устройства не выдвигались из-за того, что повело конструкцию прочной рубки. Много вмятин на корпусе лодки, замяло крышки ракетных шахт. Все пластиковые обтекатели были разбиты. После этого похода ТК-202 больше в море не ходил. При перешвартовке сожгли ОП (обратимый преобразователь). Корабль отвели на ремонт в Оленью Губу. Поставили новый преобразователь, но не той марки. В составе энергосистемы корабля он не работал. Притащили корабль в базу, там он и стоял до буксировки на утилизацию. Так и закончилась жизнь славного корабля ТК-202.


Источник: m.vk.com