Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
«…прошли еще сутки, и на рассвете вдруг послышался голос вахтенного матроса.
«Земля!», — крикнул он.
Из люка показалась подзорная труба. Жак Паганель направил свой инструмент в указанном направлении, но не увидел там ничего похожего на землю.
«Взгляните на облака», — посоветовал ему Джон Манглс.
«Действительно», — сказал Паганель, — «там вырисовывается нечто вроде утеса».
«Это Тристан-да-Кунья», — объявил Джон Манглс…»
«Дети капитана Гранта», Жюль Верн
Вы когда-нибудь слышали о Тристане-да-Кунья (Tristan da Cunha) ? Если нет, не расстраивайтесь, потому что живущие на нем люди тоже, вероятно, никогда о вас не слышали. Архипелаг Тристан-да-Кунья, расположенный в южной части Атлантического океана – самое удаленное на планете обитаемое место. Его ближайший «сосед» — остров святой Елены, находящийся в 2430 километрах от архипелага, известный как место ссылки и последних лет жизни Наполеона Бонапарта. Тристан-да-Кунья состоит из нескольких островов – собственно Тристан, самый большой и единственный обитаемый, остров Соловья и остров Неприступный, Гоф и множество мелких островков. До побережья ЮАР отсюда более 2800 километров, а до Лондона – все десять!
История островов начинается с 1506 года, когда их в подзорную трубу увидел португальский мореплаватель Тристан-да-Кунья и навеки оставил здесь свое имя. В силу различных причин прогуляться по остовам у Тристана не получилось, так что первыми ступили на «самую удаленную землю» лишь в 1767, и были это французы. Несмотря на это он назвал остров своим именем – Тристан да Кунья. Первым поселенцем острова стал американец Джонатан Ламберт, который высадился на берег в январе 1811 года. Он назвал себя правителем острова и переименовал его в «Остров отдыха».
Когда английский губернатор мыса Доброй Надежды узнал, что остров уже колонизирован, он предложи Ламберту протекторат Англии. Ламберт согласил и поднял над Тристаном британский флаг. Однако, спустя два года Ламберт погиб при кораблекрушении, и острову было ввернуто его прежнее название.
В 1815 году на острове Святой Елены, таком же одиноком куске земли в тысячах милях к северу, англичане поселили Наполеона. И для охраны возможных морских путей его побега оттуда было решено поставить на Тристане-да-Кунья гарнизон. Маленькая загибающаяся американская колония восприняла это как дар небес, и признала суверенитет Великобритании над этим островом.
В 1821 году Наполеон умер, а гарнизон был переведен на мыс Доброй Надежды.
Главный остров архипелага Тристан-да-Кунья - единственный из островов где есть постоянное население. Центр - поселок Эдинбург семи морей ( Edinburgh of the Seven Seas) с населением около 300 человек (2005). Но жители называют его просто поселение (Settlement). А парадным именем местные жители пользуются столь же редко, как своими фамилиями, которых здесь всего семь-восемь: почти все семьи уже давно породнились друг с другом. Ни дать ни взять – Ноев ковчег. Самыми древними семьями на острове считаются Гласс (выходцы из США, с 1816 года на острове), Свойн (выходцы из Англии, с 1826 года), Грин (из Голландии с 1836 года), Роджерс (из США с 1836 года), Хаган (США, 1849 год), Репетто и Лаварелло (обе семьи из Италии с 1892 года).
Другие поселения это просто научные базы и метеостанции.
В наши дни Тристан-да-Кунья является британской заморской колонией, которая до сих пор не требовала независимости, а все потому, что жители острова ценят свою историческую связь с Великобританией. Остров находится под управлением губернатора острова святой Елены, который назначает Администратора, который представляет его интересы на архипелаге.
Ну ладно, не материками едиными живут люди, но острова эти находятся настолько вдалеке от морских маршрутов, что судна заходят туда не чаще чем раз в месяц. В остальное время все 300 жителей единственного города островов «Эдинбург семи морей» предоставлены сами себе, причем превосходно справляются и со стихиями, и с болезнями, и с работой и с безработицей. Шучу – безработицы у них нету.,
Большинство жителей занято в фермерстве, остальные обслуживают государственные объекты – метеостанции и еще какие-то вышки, оставшиеся в наследство от матушки-Британии. Но что интересно – земля постоянно перераспределяется между членами общины, дабы избежать случайного обогащения случайной семьи вследствие случайного захвата лучшего участка. Поскольку все тристановцы – дальние и близкие родственники, дела свои они решают по-семейному, без привлечения всяких «комитетов по правам чернобровых и краснощеких», причем получается это у них в высшей степени прелестно. Правят островом избираемый Главный Островитянин и одиннадцать членов Совета, больше никаких Генеральных Судов и Поминальных Палат не предусмотрено. Но островитяне – народ настолько мирный и доброжелательный, что судебные тяжбы между ними – это из области полной фантастики.
Все туристы, которые хотят отправиться на Тристан-да-Кунья, предварительно должны получить разрешение от Администратора и Совета и захватить с собой справку из полиции об отсутствии судимости (с переводом на английский язык). Для этого нужно написать письмо секретарю Администратора enquiriestdc1@gmail.com и указать, когда вы планируете приехать, где вы намереваетесь остановиться и какова цель вашего визита. Также вы должны иметь с собой медицинскую страховку, которая будет покрывать расходы на лечение и эвакуацию в в Кейптаун, и достаточные финансовые средства. После того, как Совет выдаст вам разрешение, секретарь Администратора свяжется с вами и поможет в бронировании билетов на судно из Кейптауна.
Виза не требуется, но все туристы должны иметь при себе паспорт, в который по прибытию будет поставлен специальный штамп. Кроме того, нужно заплатить сбор: для пассажиров круизных лайнеров – 30 фунтов, а для рыболовных лодок – 20 фунтов. Наконец, необходимо знать, что здесь ввоз продуктов и алкоголя очень строго контролируется. Так, например, туристам разрешается с собой привезти лишь 4 литра пива.
На Тристане-да-Кунья нет аэропорта и морского гавани (в 1961 году она был уничтожен извержением вулкана пик Квин-Мери).
Добраться сюда можно только через порт, который используется рыболовными суднами, паромами и научными экспедициями. Путешествие на остров из ближайшего крупного города – столицы ЮАР Кейптауна занимает шесть дней в одну сторону. В настоящее время компанией «Ovenstone», которая владеет несколькими рыболовными судами – «Edinburgh», «MV Baltic Trader» и «SA Agulhas», осуществляется транспортировка туристов по маршруту Кейптаун – Тристан-да-Кунья – Кейптаун. Расписание рейсов можно уточнить на сайте. В среднем стоимость билета туда-обратно составляет около тысячи американских долларов.
Тристан-да-Кунья – остров вулканического происхождения. Жители Тристан-да-Кунья намертво привязаны к своей родине. Когда в 1961 вулкан основательно навредил рыбной фабрике и здешней атмосфере, народ эвакуировали в Британию и на остров св. Елены, что поблизости (какая-то тысченка километров – сущая мелочь). Казалось бы, цивилизация неминуемо поглотит провинциалов своими цепкими преимуществами. Ан нет, как только военные островок подремонтировали, население в полном составе вернулось в свои «самые удаленные от всего мира» дома. И, наверное, их можно понять – у них там мир и благодать, кусочек рая на Земле, пускай и без излишеств, но и без расовой ненависти, терроризма, преступности, коррупции и прочих «благ» современного мира.
Только малая часть острова доступна для жизни, в северной стороне которого находится столица архипелага – «Эдинбург семи морей», а местные жители любят ее называть просто «Поселение». В настоящее время на Тристане-да-Кунья проживает 261 человек, которые с гордостью считают его своим домом. Все они являются потомками американских, итальянских, голландских переселенцев. На острове существует запрет на поселение новых жителей, поэтому численность населения здесь колеблется слабо. Отсюда вытекает другая проблема – более 200 лет на острове происходило близкородственное кровосмешение, которое до сих приводит к серьезным генетическим заболеваниям. Недавно браки между близкими родственниками (двоюродными братьями и сестрами) были официально запрещены, и теперь жители столкнулись с другой проблемой: многим приходится ждать по несколько лет, когда же «подрастет» их будущий муж или жена. Впрочем, это общая беда для всех подобных обществ.
Официальный язык на Тристане-да-Кунья – английский, но здесь есть несколько диалектов, которые произошли от того, что первые поселенцы не говорили изначально на английском языке. Тристанцы исповедуют христианство (англиканство и католицизм). На острове есть телефоны, телевидение и доступ к сети Интернет.
Пару слов об экономике. Основным источником дохода для жителей служит фабрика по лову и переработке лобстеров и омаров, которая тесно сотрудничает и продает свою продукцию в Японию и США, правда сейчас оборот с американцами существенно упал, осложнив и без того непростую жизнь жителей Тристана. Кроме того, Тристан-да-Кунья продает монеты и почтовые марки по всему миру, которые являются очень редкими и высоко ценятся коллекционерами. Местной валютой является британский фунт стерлингов. Кредитные карты не принимаются, а дорожные чеки и иностранную валюту (евро, доллары, южноафриканские ранды) можно обменять в местном казначействе.
Вся земля находится в общем пользовании. Никто не может здесь ее приобрести, даже Билл Гейтс и Роман Абрамович. Все семьи занимаются фермерством, выращивая овощи, и скотоводством. Кстати, поголовье скота строго контролируется для того, чтобы сохранить пастбища и предотвратить отдельные семьи от накопления богатства. Другими словами, здесь полное равенство.
На острове есть школа, почта, музей, кафе, две церкви, супермаркет и туристический центр. Местное отделение поликлиники предоставляет бесплатную медицинскую помощь всем жителям, многие из которых страдают от одних и тех же генетических заболеваний, вызванных упоминавшимся ранее кровосмешением. А что самое главное, на острове нет преступности, коррупции, убийств. Полная идиллия, не так ли?
Бронировать проживание на острове нужно предварительно, связавшись с секретарем Администратора (стоит отметить, что вы часто будете с ним контактировать, вся связь с «внешним миром» для тристанцев проходит через него). Он может проконсультировать вас и помочь в бронировании. Для туристов доступны два вида проживания – в домашней семье с полным пансионом (стоимость – 40 фунтовночь), трехразовым питанием, услугами прачечной и в гостевом доме (их всего на острове шесть), который можно забронировать на любой период (стоимость 20 фунтовночь + питание).
В местном туристическом центре можно купить открытку и отправить друзьям. Но вам сразу скажут, что доставка может занять несколько месяцев. Хотя россиянам, наверное, не стоит сильно огорчаться, ведь мы уже давно привыкли к «сверхскоростной» работе Почты России.
Тристан-да-Кунья имеет предлагает для туристов ряд мероприятий и экскурсий, которые могут быть специально организованы местными гидами. Все запросы должны быть направлены координатору по туризму Доуну Репетто по электронной почте tourismtdc@googlemail.com
Среди самых любимых туристических развлечений на Тристане-да-Кунья можно выделить три. Первое – покорение вершины вулкана пик Квин-Мери. Все эскурсии, которые проходят за границей Эдинбурга семи морей требуют обязательного присутствия местного гида (в целях безопасности туристов и сохранения дикой природы). Второе — хохлатые пингвины (пингвины Рокхоппера), которые устраивают свои гнезда на скалах и береговых склонах, а после традиционной январской линьки возвращаются в море.
Третье, и, пожалуй, самое уникальное – путешествие на соседние необитаемые острова архипелага. Например, на рыболовном судне можно посетить остров Соловья или остров Неприступный, но опять-таки предварительно нужно согласовать экскурсию с администрацией Тристана. Также можно отправиться и на остров Гоф, который, как и Неприступный, в 1995 году был объявлен ЮНЕСКО заповедником дикой природы. Этот остров был открыт мореплавателем Гофом в 1731 году. Он и относится к британским морским владениям, но единственные жители острова – члены южноатлантической метеорологической станции SANAP, которая по согласованию с британским правительством, была размещена здесь в 1956 году.
На Тристан-да-Кунья не существует организованных туров, нет отелей, нет аэропорта, нет ночных клубов и дорогих ресторанов, нет и нормального постоянного транспортного сообщения. Тем не менее, он является одним из самых необычных мест для самостоятельных путешественников, которые полны решимости открыть для себя что-то новое и неизведанное. Многие, приезжающие сюда, решают остаться на долгий срок (на несколько месяцев), понимая, что нашли что-то, чего им раньше так не хватало. Самое главное – помните, что поездку на Тристан-да-Кунья нужно планировать заранее, не за два-три месяца, а как минимум за год.
Столь повышенное внимание к этим островам в тот период было отнюдь не случайно. Они выгодно размещались на маршрутах, соединявших Старый Свет и Индию и к тому же находились под протекторатом Англии, что делало их очень посещаемыми. Но бурному расцвету Тристан-да-Кунья пришел конец с постройкой Суэцкого канала. Переселенцы, обжившие остров, не захотели возвращаться на большую землю ни под каким предлогом, так что часть их «пристроили» для научных изысканий, а остальные занимаются земледелием, животноводством, рыбалкой и ремесленничеством.
Ехать туда в туристических целях можно разве для расширения географического кругозора – смотреть там ровным счетом не на что. Из всей площади острова пригодной для жизни является небольшой кусочек суши на севере, остальное – вулкан, который за последние 100 лет напоминал о себе раза четыре. Кроме Тристан-да-Кунья в архипелаге числится еще три острова поменьше и множество бугорков над уровнем моря, которые и островом назвать язык не поворачивается. Так вот – все, что кроме Тристана, не имеет постоянных жителей.
Тристан до сих пор прописан к Британии, но это больше номинально, просто чтобы не быть «беспаспортниками» и не плодить еще одно неизвестно от чего независимое островное государство.
Общественный строй острова — настоящий коммунизм. Еще в самом начале колонии капрал Грасс сформулировал что-то вроде конституции. Ее положения определялись идеями французской революции: свобода, равенство, братство. И здесь так принято до сих пор. Молодоженам здесь всей общиной построят дом. Если урожай плох, соседи поделятся своим. Среди претендентов на место работу получает тот, кто до этого зарабатывал меньше. Здравоохранение и образование бесплатные.
Последние 60 с небольшим лет остров управляется советом, состоящим из 10 человек и главы совета, которого утверждает также губернатор британского острова святой Елены. Поскольку коммуна на острове крошечная, то местная политика тут как на ладони: бразды правления держат представители наиболее древних семей переселенцев на остров (по сути, остров – весьма упрощенная модель стран переселенческого типа). Из 11 членов совета главой является представитель клана Лаварелло, в составе совета – 4 представителя клана Репетто, 3 – клана Грин, 1 – клана Роджерс, 2 – клана Гласс. Итого условные «итальянцы» из 11 мест имеют 5, «американцы» – 3, голландцы – 3 места. «Англичанам», как видим, места не нашлось.
Впрочем, как считают местные политологи, нынешний подъем влияния итальянских кланов – явление сугубо временно. Ян Лаварелло вообще стал первым представителем своего клана, которого назначили на должность председателя совета.
Увиливать от общинной работы не принято. Она есть всегда: поправить дорогу, помочь в строительстве дома, размельчить лаву, из которой потом будут сделаны кирпичи. Весь перечень необходимых для общины работ составляется британским управляющим.
Мало что может застать Совет, да и всех остальных жителей острова, врасплох, ведь для любой мыслимой ситуации у них в запасе есть железное правило: припомнить, как действовали в таких случаях старшие поколения поселенцев. Традиции — вот на чем основаны здесь все поступки. Зачем строить на острове новое здание для ресторана? Лучше было бы оставить все как есть: сколько лет жили без ресторана, и зачем он понадобился сейчас? Зачем строить новое здание для правления? Ведь и старое еще совсем неплохое. Какой толк в спутниковом телефоне? Ведь случись что – корабль из Кейптауна в лучшем случае дойдет сюда только через неделю. В 1906 году произошло извержение вулкана, повлекшее за собой гибель скота и картофельных плантаций. Люди были переселены в Кейптаун. Как видно из этих фактов все внешние связи острова уже давно замыкаются на поддержку властей из другой Британской колонии Мыс Доброй Надежды (в настоящее время провинция ЮАР).