Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-11-01 11:20

Русские ещё на шаг приблизились к Марсу

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock.com

В России успешно испытан один из важнейших элементов будущего космического корабля с ядерным двигателем, способный отвезти на Марс первую экспедицию посещения

Кто бы как ни хорохорился, но реальному полёту на Марс мешают два суровых обстоятельства. Первое – жёсткое космическое излучение, которое будет пронизывать экипаж марсианского корабля, не прикрытый, как на Земле и на околоземной орбите, магнитным полем планеты. Второе – малая скорость полёта, из-за чего путешествие туда и обратно продлится года полтора, а то и больше. А полтора года в космосе, да без всякой возможности аварийного покидания корабля и возвращения на Землю - сам по себе риск неприемлемый.

Так вот, обе эти проблемы решили сегодня российские учёные, техники и технологи.

Жизнь есть движение, движение есть скорость

Конечно, бомбардировку корабля тяжёлыми протонами в открытом космосе никто отменить не в состоянии. Но одно дело – подвергаться ей на протяжении полутора лет, сидя в алюминиевой капсуле, при создании которой берегли каждый грамм веса, и идеалом была бы оболочка не толще стенок банки из-под пива. А другое – провести в полёте лишь полтора месяца в корабле с такой мощностью двигателя, что может позволить толкать к Марсу фактически радиационный бункер.

И одно дело – лететь по беспомощной дуге, как брошенный мальчишкой огрызок яблока, полтора года борясь с тошнотой от невесомости, а другое – позволять себе лететь по прямой с ускорением, а значит, и с силой тяжести, а также маневрировать настолько свободно, насколько это не доводит до кипения мозги штурмана-навигатора.

Словом, решение проблемы полёта к Марсу упирается в мощный двигатель, который давал бы возможность не беречь каждый грамм топлива и каждый грамм веса и позволял бы развивать скорость, при которой достижение соседней планеты становится делом и достижимым, и постижимым.

Такой двигатель у русских есть.

Фото: sirapha / Shutterstock.com

Движение есть двигатель

Буквально полгода назад Царьград рассказывал о том, что в России уже с 2010 года велась разработка электроплазменного двигателя на ядерной силовой установке. Причём это было не продолжение тематики обычных ядерных двигателей, которые пытались сделать и в СССР, и в США ещё в 1960-1970-е годы, а работа именно над силовой энергетической установкой. А уже она должна была вырабатывать энергию для электроплазменных двигателей, даря им на порядок большую мощность по сравнению с обычными ракетными двигателями.

Работы велись в Государственном научном центре имени Келдыша и, как мы сегодня знаем, завершились созданием фактически космической мини-АЭС. По словам научного руководителя Центра академика Анатолия Коротеева, создана электростанция на базе ядерного реактора, от которой будут питаться уже плазменные двигатели. В итоге если, например, современный самый лучший жидкостный ракетный двигатель имеет удельную тягу 450 секунд, ядерный — 900, то электроплазменный — до 7000 секунд.

И с таким двигателем, убеждён учёный, можно будет лететь на Марс, менять орбиту опасных для Земли астероидов, убирать космический мусор и вообще осваивать дальний космос.

При этом создание такого двигателя планировалось на 2018 год, создание ядерной энергетической установки для него – на 2015 год. Выступление 1 марта президента России Владимира Путина с презентацией новых видов отечественного вооружения, где фигурировала и ядерная силовая установка, показало, что в данной ситуации учёные своё слово сдержали.

Такая установка у русских есть.

Движение есть тепло, а тепло надо сбрасывать

Если не вдаваться в секретные детали, то устройство ядерной энергетической установки всем нам, в принципе, известно. Это, говоря упрощённо, кастрюля, в которую погружены топливные элементы. Те, соответственно, горят и оттого нагревают некий теплоноситель. Который и делает далее необходимую работу – что-то греет, что-то крутит, что-то двигает и тому подобное. Похоже на электрочайник, где таким же образом нагревается вода. Приделай к его носику маленькую турбинку, вращаемую паром, и получай тот же эффект. С той лишь разницей, что теплоноситель в ядерном реакторе нагревается не электричеством из розетки, а специальными элементами, где идёт управляемая ядерная реакция.

Правда, тут есть одна проблема – излишки тепла надо отводить. На классических ядерных реакторах это делается при помощи дополнительных охлаждающих контуров, через которые тепло в конечном итоге отводится в атмосферу. И дополнительную пользу от тех же АЭС люди забирают ещё и тем, что при возможности приспосабливают к ней систему какого-нибудь городского отопления.

Но в космосе с этим – как ни странно при абсолютном температурном нуле вокруг – трудно. В вакууме хоть и холодно абсолютно – но он столь же абсолютно не теплопроводен. Не проводит пустота тепла, как ни бейся! Только в виде излучения. Отчего нас и солнышко греет. Но давайте признаем: чтобы ядерная установка мегаваттного класса сбрасывала тепло в виде излучения, надо прежде её стенки раскалить добела. Оно, конечно, скафандры сушить будет быстрее, но есть риск и дырку в них прожечь. Будет обидно из-за этого возвращаться с полпути к Марсу.

Таким образом, остаётся сделать так, чтобы на первом контуре тепло от реактора отводила какая-нибудь жидкость-теплоноситель, которая циркулировала бы по трубам неких панельных радиаторов. А уж они сбрасывали бы дальнейшее лишнее тепло в космос. Но такие радиаторы – лишний вес. Лишние размеры. Лишняя докука. А если дырка какая появится? Тут ведь горчичным порошком её не заклеишь, как в радиаторе старых «Жигулей». Нужно искать какой-то другой способ…

Такой способ русские нашли.

Фото: Nasa Photo / Shutterstock.com

Круговорот тепла в космосе

Способ оказался размером со всё гениальное.

Теплоотводящую горячую жидкость решили не пускать по трубам, а… сбрасывать в космос! В виде мельчайших капель, распыляемых прямо в открытое пространство. Там эта самая горячая жидкость очень быстро охлаждается – за счёт громадной охлаждающей поверхности миллионов круглых капелек. И дело в шляпе. Этакий космический душ, в котором горячая вода падает в ванну уже ледышками.

Возникает закономерный вопрос: всё это хорошо и остроумно – но это какой же запас жидкости надо загрузить в корабль, чтобы он мог на протяжении всего полёта свободно орошать космос своим теплоносителем? Ответ нашёлся тоже простой и остроумный. Тот самый охлаждающийся на ходу туман – а это, по сути, именно туман, словно летним утром на лугу – улавливается специальным заборным устройством. Тоже без крайних ухищрений. Ну, примерно как трава, на которой туман осаживается в виде росы. Остаётся только собрать эту «росу» и пустить по следующему охлаждающему кругу. И далее – опять. Вплоть до Марса. И обратно.

Вот такая установка и была успешно испытана на днях в России. Как гласит официальная информация в акте приёмки, «изготовлены и испытаны экспериментальные образцы генератора капель и элементов заборного устройства… Выполнена программа экспериментальных исследований модели капельного холодильника-излучателя… Работы выполнены в полном объёме. Результаты соответствуют требованиям технического задания».

Сухо и деловито. Остаётся лишь добавить, что сделал эту установку по заказу Роскосмоса и испытал её всё тот же Государственный научный центр «Исследовательский центр имени Келдыша». Своё слово, как мы помним, держащий строго.

А значит, и космический корабль, способный обернуться до Марса и обратно за пару-тройку месяцев, приобрёл ещё более реальные очертания. Ещё более близкие, можно сказать. И значит, уже в недалёком времени можно будет сказать: такой корабль у русских есть.


Источник: tsargrad.tv