Рунический камень был найден в 1905 году на острове Березань в устье Днепра профессором Новороссийского университета Е.П. Штерном во время раскопок, проводившихся на этом острове. Размеры камня: высота — 0.47 м., ширина — 0.48 м., толщина — 0.12 м. В настоящее время камень находится в Одесском археологическом музее.
По сведениями Э.Р фон Штерна плита находилась в курганной насыпи, где были обнаружены захоронения. Плита была расположена около головы погребенного, а надпись была перевернута текстом вниз. По предположению Ф.А. Бруна, этот камень попал в погребение как вторично использованный и первоначально относился к другому захоронению
Камень с рунической надписью сделан из известняка, нижняя часть его не сохранилась. Сохранишиеся размеры плиты – высота -0,47м, ширина – 0,48м Руны высечены по дуге, по верхнему краю камня. (Мельникова, 1978: 154-155) Руническая надпись гласит: «Krani kerthi half thisi iftir kal fi laka sin» – "Грани сделал холм этот по Карлу, своему товарищу (фелаги)". Таким образом, в тексте сообщается, что Грани не только изготовил стелу с надписью, но еще и похоронил своего товарища в кургане (half). Надпись интересна еще и тем, что она поставлена не родственниками погибшего, а его соратником и товарищем по путешествию. Термин "фелаги" сложился и бытовал в дружинно-торговой среде викингов, поэтому, несомненно, погребенный и его товарищ Грани были участниками какого-то военно-торогового похода. Возможно, погибший викинг и Грани, поставивший камень, были выходцами с острова Готланд, поскольку в тексте надписи употребляется слово half (курган), наиболее распространенное на Готланде, и бывшее менее употребительным в других областях Швеции. Также за готландское происхождение поставившего ее викинга Грани говорит и расположение надписи по дуге, что тоже является специфическим признаком готладских надписей. Однако, гипотеза о готландском происхождении викингов остается только предположением, так как краткость надписи не позволяет этого утверждать с высокой степень достоверности. Руническая надпись была выбита на камне в XI веке (Мельникова, 1978: 154-155).
В эпоху средних веков остров Березань, по мнению ряда исследователей, отождествляется с островом св. Эферия, который неоднократно упоминается в текстах византийских авторов и Повести Временных лет (Константин Багрянородный, 1991: гл.9) (сравни: (Погорелая, 1978: 188-198).
В девятой главе трактата «Об управлении Империей» Константин Багрянородный упоминает остров св. Эферия, описывая движение руссов по пути «Из варяг в греки»: «Затем, продвигаясь таким образом от [этого острова – остров св. Григория] до четырех дней, они плывут, пока не достигают залива реки, являющегося устьем, в котором лежит остров Св. Эферий. Когда они достигают этого острова, то дают там себе отдых до двух-трех дней. И снова они переоснащают свои моноксилы всем тем нужным, чего им недостает: парусами, мачтами, кормилами, которые они доставили [с собой]. Так как устье этой реки является, как сказано, заливом и простирается вплоть до моря, а в море лежит остров Св. Эферий, оттуда они отправляются к реке Днестр и, найдя там убежище, вновь там отдыхают» (Константин Багрянородный, гл.9) Таким образом, из текста Константина Багрянородного видно, что на острове Св. Эферия росы переоснащали свои моноксилы для морского путешествия и, возможно, такие стоянки на острове были не редкостью.
Следует отметить, что византийские императоры были обеспокоены присутствием русов на территории Нижнего Поднепровья и около острова Св. Эферия, что нашло отражение в договоре между Византией и Русь, заключенном князем Игорем в 944 году, где значилось, что русы не имеют права зимовать в устье Днепра, на Белобережье и у Св. Елферия (Св. Эферия) (ПВЛ, 945 год).
По мнению Г.Г. Литаврина, этот запрет был обусловлен опасениями со стороны византийцев, что на территории Нижнего Поднепровья росы могут составить конкуренцию жителям Херсонеса, как рыбаки и добытчики соли (Литаврин, 1983: 73).
По сообщению Повести Временных лет в 971-972 на территории Нижнего Поднепровья, в Белобережье, зимовал князь Святослав, возвращавшийся из Болгарии. Об этом в летописи говорится: «И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав» (ПВЛ, 971 год).
(Информация о раскопках на острове http://www.borysthenes.org/content/modern/colonisation6.
Источник: www.facebook.com