Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
С начала ноября в Калифорнии из-за засушливой погоды и сильных ветров бушуют пожары. К 16 ноября они стали причиной гибели 60 человек, без вести пропали больше 600 жителей, а предварительные прогнозы указывают на то, что огонь не остановится до конца месяца.
Поглотив километры леса, бедствие принялось за населённые территории — главной жертвой оказался город Парадайз. Огонь полностью уничтожил его, вынудив больше 26 тысяч жителей искать новый дом. И никто, включая правительство, не может уверенно сказать, как скоро, и скоро ли вообще, люди вернутся к привычной жизни.
170 лет истории против огня
Как и у многих городков, у Парадайза есть своя легенда о происхождении. Летом 1850 года бригада работников лесопилки сделала перерыв в роще высоких сосен. Наслаждаясь прохладным воздухом и хвойным запахом деревьев, начальник бригады сказал: «Парни — это рай». С этого, по местному фольклору, началась история Парадайза — маленького городка, ставшего поставщиком золотой руды и древесины. С годами он развивался благодаря небольшому, но активному сообществу.
Подобно сотням других американских городков, школы, культурные зоны, парки, музеи и предприятия появлялись в Парадайзе медленно, но уверенно. Когда в ноябре 2018 года к городу вплотную подобрался разрушительный пожар, там проживало больше 26 тысяч человек.
Мысленно возвращаясь к событиям за неделю до катастрофы, жители вспоминают — они знали о надвигающейся опасности, но не подозревали, как быстро огонь поглотит город. Когда у домов начали гореть почтовые ящики и взрываться баллоны с пропаном, оставленные на случай барбекю, эвакуация всё ещё продолжалась.
«У нас не было времени отреагировать», — говорит житель уничтоженного города Эрик. «Даже в новостях не знали, что огонь приближается. Это произошло так быстро». С последним высказыванием сложно спорить — на пике роста пожар уничтожал территорию размером с футбольное поле за три секунды. И это несмотря на то, что с огнём боролись пять тысяч пожарных.
По словам выжившей Анны Дайс, она уже собиралась эвакуироваться вместе с отцом, но неожиданно тот забежал обратно в дом. Девушка всё ещё сигналила ему, призывая выйти, когда рухнула часть здания. Она попыталась уехать на машине, но из-за сильной жары шины расплавились. Чтобы выжить, Дайс провела ночь в небольшом пруду неподалёку. О состоянии её отца ничего не известно. «Он забежал внутрь, и так не вернулся», — сказала девушка.
Временное пристанище
«Город деревьев», «Город роз» или просто Чико — с начала массовой эвакуации этот городок получил своё третье прозвище — «Палаточный». Сюда стягиваются сотни людей, потерявших жильё во время разрушительного пожара, надеясь перевести дух и продумать дальнейший план. Самым популярным местом климатических беженцев стала парковка торгового центра Walmart — она большая и освещается ночью.
Рядом с многочисленными палатками разместился центр помощи, раздающий людям одежду и предметы первой необходимости. Ежедневно в лагерь приезжают грузовики благотворительных организаций, и порой местные волонтёры не справляются с потоком. Некоторые работают днём и ночью. «Нет человека, который бы не нашёл здесь подходящую для себя одежду», — говорит жительница сгоревшего Парадайза Мишель. Как и многие, кто прибыл в «Палаточный город» налегке, она ночует в своей машине.
12 ноября, через три дня после уничтожения Парадайза, президент США Дональд Трамп заявил, что пожары произошли из-за «халатного управления лесными хозяйствами». Он пригрозил отказать Калифорнии в выделении средств из федерального бюджета на борьбу с бедствием, если местные власти не возьмут ситуацию под контроль. Несколько дней спустя президент всё-таки согласился предоставить штату всю необходимую помощь, пообещав вскоре отправиться в Калифорнию, чтобы лично изучить ситуацию.
Во время эвакуации многие жители Парадайза полагали, что лишь переждут пожар и вернутся домой, поэтому взяли с собой минимум вещей. Теперь же они вынуждены справляться без них. Из-за скорости распространения огня кто-то вовсе не успел добраться до дома, оставив документы, удостоверяющие личность. «Как я должен покупать вещи взамен утраченных, если у меня нет никаких документов? Как я должен доказать, кто я такой? Я не могу купить телефон, потому что они просят документы, а у меня всё сгорело», — говорит беженец «Палаточного города».
В это же время уцелевшие дома подвержены набегам грабителей. 14 ноября в эвакуированных районах штата полиция арестовала шесть человек по подозрению во взломах и кражах. Добычей злоумышленников становится техника, медикаменты и одежда, а в более редких случаях — огнестрельное оружие. Например, у одного из подозреваемых нашли гражданскую версию винтовки AR-15, бензопилу и другие инструменты, которые, полагают следователи, принадлежат не ему.
Но паспорт и дорогие вещи — это не самое важное, что оставили жители бедствующих районов. Некоторые не успели вернуться домой за домашними животными. Точное число погибших питомцев установить сложно, но даже если пожар проходит мимо домов, животное, лишённое возможности выбраться, может умереть от голода. Спасатели не всегда успевают помочь, поэтому проблемой занимаются местные активисты. Они отправляются на разведку в зоны, где прошёл огонь, эвакуируют питомцев и возвращают хозяевам. Исхудавших, напуганных и измученных, но живых.
Неоднозначные перспективы
«Это будет долгая и непростая дорога для всех жителей Парадайза», — заявил администратор Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях Брок Лонг. По оценке ведомства, на восстановление города уйдёт как минимум несколько лет. Власти обещают в скором времени предоставить всем беженцам временное жильё, но не называют конкретных сроков. «Местным придётся остаться в убежищах чуть подольше», — сказал Лонг.
Пока у правительства нет никакого плана, где разместить беженцев до восстановления Парадайза. Власти не против, что люди находятся в палаточном лагере, но хотят как можно быстрее переселить их. Одна из причин — риск распространения болезней. После вспышки в Чико норовируса (вызывает диарею, лихорадку и ломоту в теле) несколько заболевших отправили в карантин, но медики не желают повторения инцидента.
Один из рассматриваемых вариантов для людей, потерявших дом — создание временного убежища для беженцев. Как отмечает издание The Sacramento Bee, у большинства жителей Парадайза нет денег для быстрого отстраивания дома, поэтому перед ними действительно стоит перспектива жизни в правительственном лагере в ближайшие несколько лет.
«Целого города больше нет, я до сих пор не осознаю этого», — говорит выжившая жительница Парадайза. Она всегда думала, что город расположен слишком далеко от пожароопасной зоны и не предполагала столь разрушительного исхода. «Всё, что осталось — это пепел», — сказала другая беженка.
По прогнозу синоптиков, 23 ноября над территорией лесных пожаров пройдёт серия мощных ливней. Количества предполагаемых осадков недостаточно, чтобы полностью остановить распространение огня, но они могут задержать бедствие и дать пожарным передышку. К 16 ноября они контролируют около 40% лесных пожаров.
18 ноября волонтёры планируют закрыть палаточный лагерь у Walmart. Как говорят активисты, это была временная мера, и вскоре они сосредоточат все силы на подготовке полноценных убежищ для беженцев. Как они будут выглядеть — неизвестно. Как пишет Associated Press, никто не планирует выгонять людей из лагеря к запланированной дате, хотя правительство заверило, что стремится как можно быстрее переселить бедствующих в комфортное жильё.
Но пока этого не случилось, лагерь в Чико остается пристанищем для многих людей. Кто-то не может позволить номер в отеле, других не пускают с животными, а есть и те, кто отказывается принять случившееся. «Я просто хочу домой. Мне всё равно, что его больше нет», — говорит Сюзанна Каксонен. Она не планирует ждать помощи от правительства и хочет вернуться за своим трейлером на колесах. Если, конечно, он пережил пожар.