Лансароте находится не в космосе, а примерно в 120 километрах от северо-западных берегов Африки. Лансароте - крайний восточный остров Канарской группы. При чём же тут Луна?
А сходство Лансароте с нашей небесной спутницей заключается в том, что здесь больше кратеров и лавовых полей, чем где-либо ещё на Земле.
Когда пролетаешь над Лансароте, наблюдаешь все типичные черты лунного ландшафта. На 836 квадратных километров площади острова приходится 300 кратеров, не считая мелких конусов. Некоторые, вроде вулкана Корона на севере, возвышаются особняком. Многие выстроились в ряд вдоль длинных трещин, образуя единую систему. Другие как бы сбились в кучу там, где трещины пересекаются.
Изъязвлённые временем тёмные шлаковые конусы, морщинистые горы с изрезанными склонами, сглаженными гребнями... Весной после нескольких дней дождя их до самой вершины покрывает зелёная пелена. Между горами, напоминая Северную Африку, зеленеют долины с пальмовыми рощами и приземистыми белыми домиками.
Но в центре и на западе Лансароте круглый год господствуют тёмные краски. Жители этого бесплодного вулканического края называют его Маль-Паис - «Скверная страна». Здесь расположены вулканы Монтанья-дель-Фуэго: разрушенные кратеры, иссиня-чёрные пепловые поля. Окисленные вулканическим жаром стены кратеров и горы шлака окрашены в ржаво-коричневый цвет. Окружающие равнины представляют собой многослойное, рассеченное тысячами трещин свинцовое море застывшей лавы с длинными лоснящимися волнами морщин и чешуи. 200 квадратных километров - четверть всей поверхности острова-покрыты этим чехлом.
Зияют огромные жерла, но ни один кратер не дышит огнём. Ни единого облачка дыма или пара! Горы напоминают музейные реликвии. Лёгкие весенние дожди бесследно уходят в лаву и шлак, и нет здесь рек и ручьёв, преобразующих ландшафт. События прошлого запечатлены на века в этом засушливом краю.
Последний раз вулканическое пламя бушевало на Лансароте в середине 1824 года. Вдоль линии разлома с северо-востока на юго-запад один за другим появились кратеры вулканов Тао, Тингуатон и Негро.
Вырастали пепловые конусы, выплескивались потоки лавы. И взлетали вверх столбы горячей воды и пара, когда в разлом проникала морская вода.
1 сентября 1730 года, между 9 и 10 часами вечера, земля содрогнулась от оглушительных взрывов.
«Возле Тиманфайя земля раскололась и выросла исполинская огнедышащая гора. Грозный спектакль продолжался 19 дней. Ещё через несколько дней открылись другие кратеры и выплеснули лаву, которая погребла деревни Тиманфайя, Родео и Манча-Бланка. 6 сентября высокая скала, отклонив лавовый поток, изменила его направление с северного на северо-западное. Это привело к гибели Маретес и Санта-Каталины. 11 сентября открылись новые пламенные расселины. Жидкая лава затопила Масо и через шесть дней с рёвом нырнула в море, рассыпая ужасающе прекрасные каскады искр...» - так начинается рассказ очевидца об образовании вулканического массива Монтанья дель Фуэго, огнедышащей горы на острове Лансароте (Канарские острова).
Самые плодородные участки острова были уничтожены вулканическими силами. 400 домов, сады и поля исчезли под раскалённой лавой. Изгнанные из своих жилищ, обездоленные люди бежали очертя голову на север и на юг, а некоторые навсегда покинули остров.
Осенью 1730 года 30 кратеров одновременно изрыгали смерть и опустошение. С короткими перерывами выбросы и излияния лавы продолжались до 10 апреля 1736 года.
Облик Лансароте совершенно изменился. Лучшие поля, самые богатые селения погибли. В сердце острова выросла гряда лунных гор - мрачное, угрюмое царство смерти. Люди натерпелись страха. Правда, зато они оказались невольными очевидцами процесса, который за 20 миллионов лет мало-помалу создал их остров, оттесняя море.
«Нуэстра Сеньора де лос Волканес» - дева Мария Вулканов - имя покровительницы острова. Ей посвящена белая церквушка в Манча-Бланка. Возле церкви торчит из окаменевшей лавы крест. В этом месте раскалённый поток разделился на несколько струй и переменил направление, когда верующие вышли ему навстречу, неся изображение богородицы. В память об этом чуде ежегодно 15 сентября здесь служат благодарственную мессу.
С той ужасной поры прошло больше два с половиной столетия. У южной окраины Маль-Паис, перед чёрными пластами лавового озера и ржавыми конусами Монтанья-дель-Фуэго стоят ослепительно белые домики Яйсы. Виноградники и луковые поля обрываются вдоль рубежа, некогда прочерченного лавой. И каждое утро в район, за которым сохранилось название погибшего селения Тиманфайя, из Яйсы выходит длинный караван: местные крестьяне встречают прибывающих туристов, которые не прочь прокатиться к вулканам на верблюдах.
Источник: vk.com